Мария Мамаева
06:55 01/04/2013

Как бороться с продавцами некачественных товаров

Обещанная правительством стабильность как нельзя лучше характеризует ситуацию с защитой прав потребителей. Так, из года в год эксперты отмечают отсутствие какого-либо улучшения в этой сфере. По-прежнему, наши законы защищают производителей или реализаторов товара, а не его потребителей. По-прежнему, качество товаров ничем не гарантируется. С помощью экспертов «ГолосUA» составил рейтинг товаров и услуг, которые чаще всего вызывают жалобы среди населения, и выяснили, как бороться с продавцами некачественного.

Покупая продукты, никогда не забывайте чек

По статистике, более половины всех жалоб потребителей относится к некачественным продуктам. Оно и понятно: это самый ходовой товар. Да и, по словам президента научно-исследовательского центра потребительских экспертиз «Тест» Валентина Безрукого, около трети продуктов на украинских прилавках фальсифицированные. Среди них, как отмечает эксперт, лидируют молочные и мясные изделия. Причем, чем сложнее состав продукта, тем чаще производитель старается подменить отдельные компоненты.

«Мы говорим о том, что в отдельных продуктах молочный жир был заменен пальмовым маслом или вместо высококачественной говядины были использованы субпродукты», — пояснил господин Безрукий. Так, к примеру, если химический состав молока не соответствует маркировке товара в 5-10% случаев, то в случае со сгущенкой такие «различия» выявляются в 80% случаев.

Оружие в борьбе потребителя с фальсификатом, по совету экспертов, может быть одно: чек на приобретенный товар. По словампредседателя Киевской областной организации ВГО «Союз потребителей Украины»Татьяны Шальман, товарный чек поможет не только подтвердить сам факт покупки, но и удостоверить, что данный товар испортился еще в магазине. В противном случае продавец имеет полное право считать, что это произошло после двухнедельного лежания в неподобающих условиях дома у покупателя (например, вне холодильника в 30-тиградусную жару).

/> Для неработающей техники закон не писан

Следом за едой в рейтинге жалоб потребителей идет техника. Татьяна Шальман отмечает, что даже лично ей жалобы на качество мобильных телефонов, ноутбуков и бытовых приборов поступают ежедневно, причем со всей Украины. И хотя по оценке некоторых экспертов, среди которых первый вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Ирина Назаревич, за последний год количество жалоб на этот вид продукции заметно сократилось, он по-прежнему занимает одно из лидирующих мест в антирейтинге.

Как пояснила Шальман, часто подобные приобретения отказываются работать уже в первые дни после покупки. Казалось бы, все просто – неработающий товар нужно вернуть и получить деньги назад. Однако, как отмечает эксперт, эта процедура стала невозможной после изменений в законодательстве. Так, с 2006 года в законе о защите прав потребителей появилась оговорка: если товар был уже использован, его недостатки покупателю следует еще доказать с помощью специалистов сервисного центра.

«Человек покупает хлебопечку. Он только дома может заложить все ингредиенты и попробовать технику в деле. Однако, когда выясняется, что хлебопечка не печет, товаром уже пользовались, и не сдать, ни обменять его невозможно», — приводит пример Татьяна. Ведь пресловутая норма о 14-ти днях, в течение которых можно вернуть или обменять покупку, касается только той продукции, которая не использовалась.

В таком случае эксперт рекомендует не просто сдавать неудачное приобретение в сервисный центр, а писать заявление с просьбой провести экспертизу и признать, что товар содержит существенный недостаток. В таком случае, по мнению Татьяны, спор будет решаться совсем по-другому. В идеале же, по совету председателя Союза потребителей, необходимо еще до покупки поинтересоваться не только гарантийным сроком на товар, но и сертификатом соответствия или декларацией соответствия (для импортной техники).

Против ЖЭКа воевать лучше хором

Что касается услуг, то наихудшими единогласно на протяжении многих лет в Украине называют коммунальные. Однако перекладывать всю вину на ЖЭКи, по мнению Татьяны Шальман несправедливо, ведь часто причиной плачевного состояния того же подъезда становится общая задолженность жильцов. А что же касается добросовестных плательщиков, по словам эксперта, они зачастую хотят нормальной температуры в квартиры, боясь лишний раз пошевелиться.

Так, по совету эксперта, если, к примеру, батареи в доме обогревают квартиру лишь до 12 градусов (при норме 17), то не обязательно в одиночку оббивать пороги ЖЭКа. Лучше объединить усилия с такими же жильцами и написать коллективную жалобу. Также эксперт советует – даже без создания ОСМД –  найти среди своих соседей «толкового» юриста или экономиста, который пойдет в контору и разберется, каким образом составляются тарифы на коммунальные услуги.

Читайте также по теме