Президент Петр Порошенко подписал закон о «превентивном задержании» подозреваемых в терроризме без суда. Эксперты отмечают, что этот закон противоречит Конституции, нарушает права человека и может применяться далеко за пределами АТО.
Закон VS Конституция
Закон, подписанный Порошенко, вносит изменения в законодательство о борьбе с терроризмом. Каждого, кого объявят «подозреваемым в терроризме», можно держать в заключении почти месяц. Ни суда, ни следствия для этого не нужно.
Закон предусматривает, что превентивное задержание может осуществляться на срок свыше 72 часов. А предельный срок такого задержания не должен превышать 30 суток (См. ИНФОГРАФИКУ1)
Конституцию писали не для Порошенко?
«Даже в условиях военного или чрезвычайного положения (хотя указанные правовые режимы не включают проведение АТО) ограничения прав и свобод не могут быть распространены на права и свободы, предусмотренные статьей 29 Основного Закона», — отмечает в экспертном заключении заместитель начальника научно-экспертного управления парламента Владимир Шамота. Он указывает, что эта норма прямо прописана в ст. 64 Конституции.
В ст. 64 содержится список конституционных статей, нормы которых нельзя преступать даже во время войны: равенство перед законом, право на свободу, на защиту в суде, право не доносить на близких, право не выполнять преступные приказы и т. д.
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко назвал президентскую подпись под этим законом «попранием Конституции».
«Это- прямое попрание Основного Закона. «Гарант Конституции» Порошенко демонстрирует полный правовой нигилизм. Ни для него, ни для его команды законы не существуют, есть только право сильного. А подпись Порошенко развязала руки для расправы над неугодными»,- сказал К. Бондаренко.
Напомним, что согласно Основному Закону, Президент является «гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина».
Против кого будут применять закон
Владимир Шамота отмечает, что новый закон вступает в противоречие не только с Конституцией, но и со статьей 211 Уголовно-процессуального кодекса, где четко установлено, что срок задержания лица без постановления суда не может превышать семидесяти двух часов.
«Законодательство вообще не содержит понятия «превентивное задержание». Но органам внутренних дел и службе безопасности, фактически, предоставляется право без открытия уголовного производства в течение 30 суток удерживать человека под стражей. А возможность применения «превентивного» задержания фактически предоставляется не только в зоне АТО, но и по всей территории Украины»,- заключил Владимир Шамота.
Отметим, что согласно украинскому законодательству, к терроризму относится «сознательное, целенаправленное применение насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания». А террористическим актом считаются взрывы, поджоги и т.п.
Однако, автор закона Геннадий Москаль («Батькивщина») поясняет необходимость задерживать людей без суда тем, что на Донбассе возросло число уголовных преступлений. В пояснительной записке к законопроекту он упоминает, в частности, грабежи и угоны автомобилей.
Владимир Шамота отмечает, что человек, попавший под «превентивное задержание» уже не сможет оправдаться.
«При таких условиях на человека не распространяться нормы УПК, его статус не ясен. На него не распространяется комплекс законодательных положений, направленных на защиту лиц, в отношении которых применено содержание под стражей, и он не будет иметь никакой возможности изменить свое положение»- считает эксперт.
Международные нормы и украинская реальность
Превентивное задержание осуществляется по решению начальника управления СБУ или начальника управления МВД с согласия прокурора, но без постановления следователя, судьиили суда.
Правозащитник и экс-руководитель Украинского хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский указывает, что в соответствии с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека, и согласно практики Европейского суда по правам человека, любое задержание должно проводиться исключительно по санкции суда.
Такие же требования определены и Международным пактом ООН о гражданских и политическихправах. А ограничение прав на время войны, согласно международным договорам «должно быть вынужденным, и может внедряться на короткий четко определенный срок».
«Для этого необходимо сообщить Секретаря Совета Европы о том, что Украина временно ограничивает те или иные права человека. Но за всю историю Совета Европы еще ни одна страна не ограничивала действие тех или иных прав человека на своей территории»,- отмечает Яворский.
Константин Бондаренко отмечает, что оспорить новый закон в украинских реалиях невозможно. «Закон может отменить Конституционный суд,. Но каждый, кто туда обратится с целью обжаловать этот закон, может быть обвинен в «пособничестве террористам», и сам рискует стать его жертвой»- заключил эксперт. (См. ИНФОГРАФИКУ 2)