Украина завалена снегом, но кувыркаться в нем и лепить снежки медики категорически запрещают, особенно – в промышленных городах. Экология страны на грани катастрофы. Еще в 2008 году Мариуполь и Кривой Рог были признаны ООН одними из самых экологически опасных городов планеты. С тех пор хозяева заводов и фабрик ничего не сделали для исправления ситуации. Только народный Президент может дать шахтерам и металлургам то, что у них отобрали капиталисты – право быть здоровыми…
В программах и выступлениях практически всех кандидатов в Президенты много сказано об улучшении экологии страны. Но… Общие банальные фразы ничего не меняют. Конкретное решение можно найти лишь у лидера коммунистов Петра Симоненко.
«Такие металлургические и горнодобывающие регионы, как, например, Криворожский бассейн и сам город Кривой Рог, должны иметь специальный экономический и экологический статус, в соответствии со спецификой производства, с огромным количеством выбросов в атмосферу вредных веществ во время разработки открытых карьеров, а также взрывных работ и т.д., — подчеркивает Петр Симоненко. – Если раньше ответственность за развитие социальной инфраструктуры, местной системы здравоохранения, поддержки и финансирования ЖКХ была общим делом — и промышленных предприятий, и местного бюджета, то теперь олигархи — хозяева металлургических комбинатов — просто бросили людей на произвол судьбы. А средств в местном бюджете на эти нужды нет…».
Действительно, знают ли жители Донбасса степень наносимого им вреда? Получают ли какую-то компенсацию за утраченное здоровье? Тратят ли хозяева вредных производств хоть небольшую часть от суперприбылей на лечение сердечно-сосудистых заболеваний, пневмонии, астмы, рака и других заболеваний, от которых страдает и умирает местное население? Конечно же, нет.
Деньги от продажи металла, руды, угля и проч. идут на покупку вилл в Испании и на Лазурном Побережье. На частые вояжи в швейцарские Альпы и купание в экзотических морях. Там, где с экологией все в порядке. И дети олигархов предпочитают учиться в зарубежных школах, бегать по чистеньким английским лужайкам, а не дышать загрязненным воздухом в родных дворах. А если кто-то из членов богатой семьи и заболевает, к его услугам немедленно все лучшие и дорогостоящие клиники Европы, Америки, Израиля.
Могут ли позволить себе семьи рабочих Донбасса или Днепропетровска полноценное лечение хотя бы в Украине? Вопрос почти риторический. Об отдыхе и говорить не приходится. Ушли в прошлое бесплатные путевки, санатории и профилактории, где поправляли здоровье труженики тяжелых производств. Нет уже достойных зарплат и усиленного питания в заводских столовых. Нет и так называемой цеховой медицины.
Люди старшего поколения знают, что в основу советского здравоохранения был положен принцип преимущественного обслуживания людей, работающих во вредных и опасных условиях. Свою медицину имели и горняки. Существовал жесткий контроль за состоянием их здоровья: работали санатории-профилактории, действовали прекрасные физиотерапевтические и массажные кабинеты. Человек два-три раза в год бесплатно проходил диспансеризацию, обследования, при наличии показаний его тут же направляли на соответствующее оздоровление. Государство вкладывало колоссальные средства эту систему, в оборудование здравпунктов и создание центров профилактики.
Сейчас ничего подобного нет. А условия труда, несмотря на автоматизацию, стали намного тяжелее. В Донбассе уже не осталось шахт глубиной менее 700 м. Все чаще шахтерам приходится работать на более чем километровой глубине; а то и на горизонтах глубиной свыше 1200 м, где к прежним неблагоприятным производственным факторам (пыль, вибрация, шум, тяжелые физические нагрузки) прибавился высокий температурный режим. А к болезням дыхательной системы и легких – сердечно-сосудистые заболевания.
Как установили эксперты ООН еще в 2008 году, самыми экологически опасными являются Мариуполь и Кривой Рог — основные металлургические центры Украины. Только Мариуполь за год производит более 400 тысяч тонн отходов, что составляет 26% вредных выбросов со всей Донецкой области. В Макеевке этот показатель немного ниже — 124 тысячи тонн, а в Енакиево — более 66 тысяч тонн. В группу “лидеров” также входит Донецк, предприятия которого выбрасывают более 160 тысяч тонн вредных веществ. Всего же предприятия черной металлургии, угольной промышленности и тепловые электростанции выбрасывают почти 83% всех вредных веществ, попадающих в атмосферу.
И все политические силы, которые перебывали при власти, спокойно смотрят на это. Только коммунисты с возмущением говорят правду: что закордонные хозяева «Криворожстали» полностью отказались от той социальной инфраструктуры, которая была на балансе предприятия, массово увольняют рабочих. С 2004 года количество работников уменьшилось почти на 15 тысяч, то есть почти на треть. «Люди и их семьи остались без работы и зарплаты, местный бюджет — без доходов от налогов, а это десятки миллионов гривен в год. При этом новыми хозяевами «Криворожстали» не было потрачено ни копейки на внедрение новых технологий, на организацию экологически чистого производства. Только потогонная система — вот основа их сверхдоходов», — заявляет Петр Симоненко.
Предложенная лидером КПУ концепция предоставления экологически тревожным регионам специального статуса открывает перед людьми, проживающими и работающими там доступ к льготам, аналогичным так называемым «чернобыльским». Это обычная мировая практика. Например, во Франции гражданам выплачиваются дополнительные суммы за проживание в условиях промышленного риска, экологического неблагополучия, в частности вблизи атомных электростанций. А в ФРГ в рамках программы по оздоровлению долины реки Рейн, удалось добиться переоснащения химических предприятий, перепрофилирование и приостановку предприятий-загрязнителей, а так же переобучение и трудоустройство высвобождаемых рабочих, переселение жителей самых грязных районов в более чистые места. Правда, стоит это все недешево.
Возникает вопрос: кто же оплатит столь значительные расходы? Ведь государство само не справиться? Ответ достаточно прост, и так же подсказан мировым опытом: заплатят сами олигархи, со своей сверхприбыли. Во всем мире в развитых странах входят в практику экологические компенсационные фонды, создаваемые согласно законодательству за счет собственников предприятий, эксплуатация которых представляет экологическую опасность, загрязняет окружающую среду. Вносит свою долю и государство – 15–20% фонда формируются за счет бюджета.
Как показывает опыт, никто из капиталистов поначалу добровольно деньги не отдает. Все жалуются, что им придется сократить рабочих или отказаться от модернизации производства. Но стоит лишь государству серьезно пригрозит исками, а тем более – национализацией опасного объекта, как деньги тут же находятся. Приходят со счетов оффшорных фирм в виде «благотворительных инвестиций». Хотя всем понятно, из чьей мошны они вытрясены и почему.
Так получат ли жители экологически опасных регионов льготы, а предприятия – перспективу модернизации? Это зависит от результатов выборов Президента. Только кандидат, не связанный с олигархическими кланами, не «отягощенный» обязательствами перед хозяевами «тяжелого производства» и «красивой жизни» одновременно, сможет решить эту проблему раз и навсегда.