В Украине отменили скандальную формулу Роттердам +, но радоваться не стоит. Ведь, как признаются в НКРЭКУ, тарифы на электроэнергию для простых граждан все равно будут расти из-за рыночных требований.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на заседании 23 августа упразднила действие формулы Роттердам +, которая использовалась при расчете прогнозной оптовой рыночной цены электроэнергии. Кроме того, в ходе заседания регулятор отменил 24 постановления, регламентирующие работу украинской энергетики. Новые правила заработают с запуском нового рынка электроэнергии, то есть c июля 2019 года.
Как пояснили в регуляторе, такие действия были предприняты в рамках закона «О рынке электрической энергии», который провозглашает примат «конкурентной модели рынка», а также вводит принципы т.н. Третьего энергетического пакета ЕС, которая Украина обязалась имплементировать. В этой системе не нашлось места для Роттердам+, который, напомним, действовал с 2016 года и привязывал стоимость угля для ТЭС к мировому рыночному индикатору API2+ (включает котировки на Роттердамской бирже за год, затраты на транспортировку угля из Роттердама в Украину и его разгрузку в отечественных портах).
Таким образом, с вводом формулы цена угля в стоимости кВт-ч электроэнергии сравнялась с импортным паритетом. Из-за этого подорожала электроэнергия для промышленных потребителей и бизнеса. Так, в текущем году среднегодовая оптовая рыночная цена электроэнергии будет удерживаться на уровне 1 562 гривны за 1 МВт/час (без НДС), против 1 353 гривны за 1 МВт/ч в 2017 году. Такое положение дел провоцирует в конечном итоге рост цен на товары и продовольствие.
Роттердам+ внедрялся как временная мера для гарантий работы тепловой генерации в условиях войны и ухода от «ручного режима» регулирования. Однако в ходе своего существования он не создал, как ожидалось, «подушки безопасности» для ТЭС, которые начали получать сверхприбыли от сжигания добытого в Украине угля. Ничего не сделала формула и для укрепления энергетической безопасности.
В целом эксперты называли Роттердам+ схемой на государственном уровне, бенефициаром которой выступала компания ДТЭК Рината Ахметова, контролирующая 80% добычи угля и 70% производства электроэнергии на ТЭС.
Теперь Роттердам+ уходит в историю. Что же будет теперь с тарифами? Согласно реформе, НКРЭКУ устранится от процесса — условия будет диктовать рынок. Это означает неизбежный рост тарифов для населения уже с 1 июля 2019 года.
Двухлетний поэтапный план повышение тарифов на «свет» (с апреля 2015 года по март 2017 года), когда электроэнергия подорожала для граждан на 200%,не довело их до «экономически обоснованного уровня». Теперь, из-за реформы рынка электроэнергии, население лишится перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители переплачивают за граждан, сдерживая для них рост тарифов.
«Со следующего года дотаций не будет. Население будет приравнено ко второму классу промышленных потребителей. Поэтому цены для населения возрастут и за счет перехода к рынку, и за счет отмены перекрестного субсидирования», – рассказал в СМИ эксперт Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Со слов главы НКРЭКУ Оксаны Кривенко, чтобы выровнять тарифы для населения до «экономически обоснованного уровня», их нужно поднять еще на 105%.
«На сегодняшний день тариф на электроэнергию для населения составляет 0,9 гривны за первые 100 кВт-ч и 1,68 гривны за каждый последующий. После отказа НКРЭКУ от формулы Роттердам + регулировать стоимость электроэнергии будет рынок. На сегодняшний день экономически обоснованный тариф составляет 1,85 грн/ кВт-ч. Необходимо все же постепенно приводить тарифы к экономически обоснованному уровню. Возможно, субсидий будет достаточно, чтобы защитить тех, кто не сможет платить. Главная проблема — если обязать поставщиков сдерживать цены, нужно найти компенсатор этих расходов. То есть нельзя просто сказать: продавайте по цене ниже себестоимости. Нужно компенсировать эту разницу», — заявила глава регулятора.
Добавим, что на тарифы в будущем также повлияют введение RAB-регулирования для облэнерго и абонентская плата за «свет» (отдельный платеж за транспортировку энергии и содержание сетей).