Как определить готовность ребенка к школе

Неумолимо приближается некий «час икс» — первое сентября, День знаний. Многие из родителей шести-семилеток в настоящее время мучаются непростым вопросом: отдавать или нет свое любимое чадо в школу? И даже если все справки уже собраны, а тетрадки-пеналы закуплены, некая капля сомнения в том, вести ли ребенка «первый раз в первый класс» у многих все же остается.
ГолосUA попытался внести в эту проблему определенность, изучив критерии готовности детей к школе.
Прежде всего, из личного опыта: главное в вопросе «отдавать или не отдавать» малыша во взрослую школьную жизнь – вера родителей в то, что будет там хорошо. Способствует возникновению подобного отношения у пап и мам целый ряд обстоятельств. В частности, наличие хорошей школы или гимназии неподалеку от дома (ведь маленький ребенок может сильно уставать от долгих переездов).
Однако еще важнее отыскать достойного первого учителя, который и считать-читать-писать «тонким перышком в тетрадь», и уму-разуму ваше чадо в школе научит, причем без криков и унижений. Да еще и сможет проследить, по доброте сердечной, чтобы малыш переоделся после физкультуры или не бегал по улице перед школой без курточки холодной осенью. Тем счастливым родителям, которым повезло найти такого Учителя (да, да, именно с большой буквы), даже и раздумывать долго не стоит – можно смело вести ребенка в первый класс. Даже в случае, если не хватает пары недель до заветных шести лет, с которых у вашего чада официально начинается почти взрослая серьезная школьная жизнь.
Однако все вышесказанное справедливо лишь в случае, если ребенок как физически, так и психологически уже готов к школе. Определить это помогут специалисты – педиатры и невропатологи, которые обязаны при прохождении медкомиссии в поликлинике провести соответствующие тесты и беседу с родителями. Однако «продвинутые» родители могут попытаться оценить зрелость своего чада и самостоятельно.
Вопреки распространенным заблуждениям, психологическая готовность к школе – не овладение навыками чтения, письма или счета. Можно знать программу первого класса уже до школы и, тем не менее, к ней быть неготовым. Настоящая психологическая готовность ребенка включает в себя сформированную социальную позицию. Ребенок знает, как себя вести в школе, умеет выстраивать отношения со сверстниками, понимает роль учителя. Важно также стремление и желание малыша учиться, то есть мотивационная составляющая. Первоклассник должен уметь управлять своим поведением, вниманием, уметь ставить цели и достигать их.
Если говорить об интеллектуальной готовности, для первоклашки важнее не усвоенное количество информации, а сам процесс познания, умение обобщать и систематизировать информацию. Поэтому диагностика психологической готовности к школе обычно включает оценку общего развития. Если в школе, которую вы выбрали, ребенок тестируется на определение способностей, а не навыков – не сомневайтесь, вы выбрали правильную школу.
Однако для успешной школьной жизни не менее важна и физиологическая зрелость малыша. Организм ребенка должен быть готов к тому, чтобы выдержать четыре урока, носить тяжелый ранец с книгами, концентрировать внимание на уроках.
По словам известного украинского педиатра Евгения Комаровского, оценка физиологической готовности — прямая задача детского врача. Поэтому готовящимся к школе детям показаны тщательный медосмотр, клинические анализы крови и мочи, консультация узких специалистов (невропатолога, окулиста). Отсутствие болезней, требующих особых условий обучения, фактически означает физиологическую готовность ребенка к школе. Об этом же свидетельствуют и нормальные рост и вес малыша, а также начало смены молочных зубов на постоянные.
«В любом случае, с точки зрения педиатра, сам факт посещения нашей (отечественной) школы, где, к сожалению, мало внимания уделяется прогулкам, спорту, физическим нагрузкам, не имеет никакого отношения к повышению уровня здоровья. Таким образом, если есть выбор: посещать отечественную школу с шести или с семи лет — я бы своему пациенту посоветовал год подождать, при условии, что в течение этого года родители имеют возможность много с ребенком гулять, обеспечить ему нормальный, физиологический образ жизни. Если же речь идет о выборе между детским садом, где нечем дышать и с детьми не гуляют, и школой, которая ничем не хуже детского сада, то тогда в школу однозначно можно и нужно идти с шести лет», — считает Евгений Комаровский.

Читайте также по теме