В 2015 году около 50% украинских преподавателей английского языка и литературы не имели знаний уровня «Необходимый средний уровень» (В1). Примерно столько же – 50% учителей — не владели языком на уровне В2. В Минобразования и науки утверждают, что уже начали проводить реформу для устранения пробелов в системе обучения, а частные эксперты считают: для овладения английским языком быстрее будет воспользоваться альтернативными негосударственными программами.
Корреспондент ГолосUA выяснял, как эффективнее будет поступить в данной ситуации тем школьникам и студентам – надеяться на скорый результат образовательной реформы или воспользоваться альтернативными способами освоения английского.
По результатам исследования компании TNS, в Украине только 18% опрошенных граждан из 89% владеют английским языком на уровне выше среднего. Соответственно, 71% украинцев английский изучали, но до сих пор не могут ни говорить на нем внятно, ни переводить тексты.
В Министерстве образования Украины признают, что причина этого несчастья кроется в некачественной государственной системе преподавания языка. В 2015 году около 50% украинских преподавателей английского языка и литературы не имели знаний уровня «Необходимый средний уровень» (В1). Примерно столько же – 50% учителей — не владели языком на уровне В2, отметили в министерстве. Соответственно, это те преподаватели, которые сами толком не умеют излагать устно и письменно мысли на английском.
«Давайте будем честными перед самими собой: если преподаватель иностранного не знает языка, он не сможет преподавать. Как он может научить школьников и студентов?», — сказал журналистам заместитель министра образования Украины Павел Хобзей.
Его коллега, заместитель министра образования Украины Олег Деревянко считает, что нельзя считать некачественным преподавание английского во всех украинских школах и вузах без исключения.
«В Украине есть высшие учебные заведения, при выпуске из которых студенты прекрасно говорят, пишут на английском и они готовы применять это на практике. Например, Институт Международных отношений при университете им. Шевченко. Судя по всему, там действительно высокий уровень подачи учебного материала и грамотно построенная программа обучения. Хотя есть исключения из общей тенденции: некоторые студенты и из других вузов, специализирующиеся на английском языке и литературе, после получения диплома готовы общаться, работать на английском языке», — сообщил он свое мнение ГолосUA.
По мнению руководителя проекта «SkillsAcademy: Академия практических навыков» Марии Богуслав, с момента обретения Украиной независимости мир изменился. Теперь английский нужен не для оценки в школьном аттестате или в дипломе, а для того, чтобы украинцы могли не бояться поездок за рубеж и так открывать для себя мир. Знание иностранного языка – это возможность получить в другой стране образование, завести себе за границей друзей, получить престижную работу или коммерческий заказ для фирмы на иностранной территории, а также совершить путешествие или оформиться на стажировку в рамках оплачиваемых разными фондами программ.
«Я считаю, многие украинцы не ездят за рубеж по программам разных благотворительных и образовательных фондов только потому, что не знают иностранных языков. А, не зная иностранного, даже не планируют такие поездки – боятся, думают, что не смогут объясняться с людьми за рубежом. Это замкнутый круг», — сообщила свое мнение ГолосUA Мария Богуслав.
Why don’t you speak English?
Заместитель министра образования Павел Хобзей считает: то, что учителя английского языка и литературы в школах, вузах не владеют достаточными для передачи ученикам знаниями, это следствие старых традиций в системе образования. Описать это можно известной шуткой «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Поэтому, уверен чиновник, задача министерства — изменить систему изучения и преподавания английского.
А заместитель министра образования Украины Олег Деревянко пока что считает поспешным делать какие-то выводы. Корреспонденту ГолосUA он признался, что не знает причин такой ситуации в изучении иностранных языков. «Я еще глубоко не изучал вопрос о причинах, которые мешают преподавателям английского языка и литературы в школах и вузах свободно говорить на этом языке и передавать навык ученикам, студентам», — сказал он.
Руководитель же проекта «SkillsAcademy: Академия практических навыков» Мария Богуслав говорит, что эти причины даже искать не нужно – они на виду и их надо считать изъяном школьного образования.
«Я думаю, что после школы или вуза ребята не владеют английским, потому что им так его преподавали. В обычной школе, например, на неделе могут отводить для иностранного языка не больше 2 часов. При таком небольшом объеме времени у учителя нет возможности разговаривать с каждым учеником на английском, ведь в классе – в среднем, 30 человек. Это одна из причин и ответов на вопрос «Почему дети после школы не владеют письменным или разговорным английским?», — сказала ГолосUA она.
М.Богуслав добавила также, что есть вторая причина того, что детям не пытаются привить навык общения на английском. Это следствие того, что во время уроков иностранного учителя дают на дом задание заучивать тексты, но не требуют вникать в них, комментировать. Чаще всего потому, что учитель не имеет мотивации что-то менять в расписании уроков.
«Учителя – те, с которыми я общалась, — не хотят что-то менять в школьных уроках. Они говорят, что зарплата маленькая и что им недосуг что-то интересное придумывать для учеников. Ведь зарплату от этого не повысят, и, в общем, этот вопрос не стоит хлопот. Поэтому дети тупо заучивают тексты, но не всегда знают, о чем они и не знают перевода отдельных слов. Акцент сделан на запоминание, а не на понимание темы», — сообщила ГолосUA Мария Богуслав.
Но есть и другая оценка качества работы учителей английского. Каролина, дочь преподавателя английского языка в известном украинском вузе, рассказала ГолосUA, как всю жизнь считала себя самым несчастным ребенком в мире. Ведь папа хоть и не в ее школе, не в ее университете преподавал английский, но при каждом удобном случае требовал от Каролины практиковать разговорный и письменный язык. Она выросла и выбрала себе работу бухгалтером. Когда пошла на повышение и изучала систему международной финансовой отчетности, привитая папой привычка запоминать иностранные слова очень пригодилась. И вот уже 20 лет она работает с цифрами, но на некоторых встречах, где желательно говорить на английском, она пользуется этим навыком. И утверждает: если бы на протяжении 20 лет после школы она не практиковала разговорный и письменный английский с друзьями-иностранцами, общаясь в соцсетях, если бы не говорила по телефону на этом языке – она бы забыла то, чему учили в школе.
«Дело не в учителях и не в том, как они тебя учат. Нельзя обвинять их в том, что тебя чему-то не научили. Научить нельзя, можно научиться. И потом, это было давно, многое может забыться. Но мне до сих пор папа звонит и спрашивает: Каролина, ты говорила на этой неделе на английском? Я говорю, что у меня семья, работа, огород и мало времени для английского. Но он требует, чтобы я практиковала. Папа думает, что однажды, если я решу поехать за границу, мне очень пригодится. И он прав: привычка учить иностранные слова уже обеспечила мне выскооплачиваемую работу» — рассказала Каролина
Как освоить английский за 2-3 месяца
В 2015 году премьер-министр Украины Арсений Яценюк распорядился улучшить уровень подготовки школьников и студентов по английскому языку. Для Минобразования данная ситуация стала проверкой на прочность. Ведь если учителя-преподаватели сами не владеют достаточными навыками, надо что-то придумать, чтобы учителя вдруг свободно заговорили на английском и научили тому же школьников и студентов. А если начинать что-то делать, то необходимо менять систему в целом и это довольно масштабная задача, сказал журналистам П. Хобзей.
Он рассказал, что первые шаги для изменения системы преподавания английского сделаны. В 2015 году в Украине стартовал пилотный проект по программе «Бритиш Консил», в рамках которого учителей из Киева и 17-ти областей начали обучать английскому разговорному языку. По итогам обучения они получат международный Кэмбриджский сертификат преподавателя английского языка «Celta». Программа разработана для людей с самым разнообразным предыдущим опытом, и даже для тех, у кого совсем нет опыта преподавания.К началу обучения все участники должны свободно говорить на английском для того, чтобы они могли успешно окончить курс: надо уметьвыражать свои мысли четко и понятно как устно, так и в письменной форме. После обучения эти учителя будут направлены в регионы для передачи знаний своим коллегам и ученикам школ.
По мнению чиновника, стоит также изменить мотивацию для студентов, которые в будущем планируют преподавать английский язык в школах. Для этого надо ужесточить условия получения диплома после вуза. Например, те из них, кто по итогам госаттестации не набирает баллов, достаточных для уровня В2, вообще не получают диплом. При этом отмечает чиновник, никто в Министерстве не ставит своей целью применять неконструктивные меры, которые бы лишали выпускников диплома. Но зато этим студентам предложат онлайн-курсы повышения квалификации и если система мотивации будет утверждена, студенты не смогут отказаться от повышения квалификации. А если рискнут, то останутся без диплома.
Он также считает правильным внедрить систему проверки знаний и навыков у учителей английского.
«Чтобы знать язык, его надо слышать. Поэтому целесообразно для учителей английского языка и литературы сделать государственную аттестацию в форме аудирования», — высказался Павел Хобзей.
По его словам, министерство готово рассмотреть и другие инициативы, которые бы мотивировали учителей глубже изучить английский язык. И, может быть, даже несерьезная на первый взгляд инициатива принесет нужный эффект.
«Как в Прибалтике учителя учили английский язык? На национальном телевидении начали показывать англоязычные мультики и чтобы их смотреть, пришлось освоить язык. Для решения этого вопроса в Украине я бы предложил мультики на английском языке с украинскими субтитрами», — сказал чиновник.
Он также отметил, что пока государственный план по переобучению учителей английского языка и литературы не готов. А все, что он сказал журналистам о способах мотивации преподавателей, стоит воспринимать как инициативу, которая еще не утверждена.
Другой заместитель министра образования Украины Олег Деревянко считает, что для свободного владения устным английским языком и пониманием того, как правильно на английском писать, нужны десятки часов письменной и разговорной практики. А это зависит не только от школьной или вузовской программы преподавания, а от человека лично.
«Мой личный опыт овладения разговорным английским таков: я выучил язык с репетитором в Шостке. Много писал, много говорил, много слушал. Я также понимал, для чего мне это и после курса занятий с репетитором трудоустроился в частную компанию, где знание английского языка было частью моей работы. Так я закрепил навык общения на английском. Это было до министерства», — сообщил ГолосUA свое мнение он.
Руководитель проекта «SkillsAcademy: Академия практических навыков» Мария Богуслав считает: в школах необходимо изменить алгоритм знакомства детей с темами на английском.
«Что делать? Я думаю, нужно изменить подход к обучению школьников, а также к обучению студентов. Надо не тексты заучивать, а чтобы преподаватель дал задание поискать материал в интернете и самостоятельно составить текст 5-6 предложений на заданную тему, а уже на уроке обсудить каждый из текстов. Пусть учитель пояснит, что не так, а что было сделано правильно», — сказала она. И добавила, что способность запоминать иностранные слова, речевые обороты стоит сделать привычкой.
«Если поставить себе задачу на протяжении 21 дня каждый день учить по несколько слов, то за 21 день сформируется привычка к освоению новых знаний. Для изучения английского это только плюс. Второй путь – зарегистрироваться на одном из сайтов в интернете, где можно либо общаться на английском, либо осваивать программу. Опять же, у каждого есть свой удобный способ восприятия иностранного языка: кому-то слова надо писать на карточках и потом каждое утро повторять. Кому-то удобно слушать и он запоминает слова, фразы. Кто-то пишет по памяти слова и так закрепляет знания. Мне кажется, хорошая идея – в учебных заведениях объявлять неделю иностранного, допустим, английского языка», — сказала ГолосUA она. На протяжении недели преподаватели и студенты будут говорить на английском. И даже если сразу не получится, но они перестанут бояться неправильно высказаться на иностранном и преодолеют психологический барьер.
Мария Богуслав также сообщила, что есть несколько массовых интернет-курсов по обучению английскому в онлайн-режиме : Udemy, EDX, KhanAcademy, Udacity, Courcera.
«А для детей есть возможность на 2-3 месяца летом поехать в лагерь, где общаются на английском языке. Так они поймут, как использовать английский в повседневной жизни и получат правильную мотивацию», — сказала она.
«Ведь пока от человека его окружение не требует, чтобы он владел иностранным, у него нет мотивации. Он может говорить, что понимает ценность навыка изъясняться на иностранном, но в нем есть убеждение, что в украиноязычном или русскоязычном окружении это не понадобится. Это демотивирует», — высказалась Мария Богуслав.
Каролина же поделилась с ГолосUA своим секретом сохранения навыка говорить на английском.
«Пока я еду в маршрутке, включаю плейер – и при каждой удобной возможности слушаю английскую речь. Мне нужно, чтобы английский бубнел в у меня в ушах хотят бы 30 минут в день. Еще я зарегистрирована на сайте Puzzle English. Это сайт, где нужно выполнять задание за заданием, как в компьютерной игре, где ты переходишь с уровня на уровень. Пока ты правильно не выполнишь задание, программа «не пустит» тебя на следующий. А еще, я знаю, есть программа Pimsler. Ее можно бесплатно скачать в интернете. Pimsler – это 30 видео-уроков по 30 минут, каждый из которых посвящен одной теме – прогулка по городу, поход в магазин, встреча на вечеринке, урок в вузе. И ты не только слушаешь, но и говоришь на английском, повторяя за преподавателем. Так можно изучить разговорный язык за 2 месяца», — рассказала она.
По мнению замминистра образования и науки Украины О.Деревянко, освоить свободное владение английским языком можно только в случае, если много часов повторять предложения, слова, писать их по памяти, слушать англоязычную речь.
«У человека три канала восприятия. Если он каждый день слышит иностранный язык, говорит на нем, пишет, он его освоит. Если задействовать все каналы восприятия, можно овладеть основами правильного английского языка – письменного и устного, разговорного, — за 2-3 месяца», — подытожил чиновник.
Получается, английский язык можно изучить довольно быстро так, чтобы не краснеть в приличном обществе из-за собственного невежества или лени. Главное, понимать, зачем этот английский нужен лично вам, а программ вне школ и вузов — предостаточно.