Правительство пытается ввести механизм обязательного декларирования цен на продукцию горно-металлургического комплекса Украины и, намереваясь согласовывать таким образом отношения между поставщиками сырья, производителями металлопродукции и ее потребителями, взять на себя функцию регулятора внутри- и межотраслевого баланса.
Суть и цели постановления
Проект правительственного постановления «О мерах по стабилизации ситуации на рынке горнорудной, угольной и металлургической продукции включает в себя список важнейших видов продукции, производимой предприятиями отрасли и реализуемой на внутреннем рынке Украины, установление и изменение цен на которую подлежат согласованию с правительством. В нем указаны почти все виды металлургического сырья -коксующиеся угли, кокс, железорудное сырье, известняк, доломит, глина, песок, металлолом и ферросплавы; основные виды металлопродукции — металлопрокат, стальные полуфабрикаты, нержавеющая сталь, включая трубы и проволоку, а также – ряд услуг по выпуску металлопродукции. /> Наряду с этим документ устанавливает единый для всех – от угольщиков до металлургов – «потолок» рентабельности в 10%, что вызывает изрядное недоумение экспертов. Ведь, как отмечают многие из них, общеизвестно, что большинство шахт по добыче коксующихся углей являются убыточными, а уровень рентабельности того или иного метпредприятия во многом зависит от того, является ли оно интегрированным в многопрофильную компанию типа «Метинвест Холдинга» или же так называемым «независимым», как, например, «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича» или «Запорожсталь». Ведь те из них, поясняют эксперты, которые входят в состав той или иной вертикально-интегрированной компании обеспечены собственным сырьем по приемлемым ценам, а «независимые» – вынуждены покупать его у своих же, но «интегрированных» коллег, чуть ли не по мировым ценам. Что, разумеется, в итоге дает весьма существенный разрыв в уровне рентабельности в отрасли.
Как бы то ни было, но авторы документа заявляют, что при установлении предельного уровня рентабельности для предприятий горно-металлургического комплекса они исходили из средних показателей. И, согласно данным Министерства экономики, предложенный уровень 10% «превышает среднегодовые показатели промышленных предприятий, которые осуществляют деятельность на рынке горнорудной, угольной и металлургической продукции». Между тем, как подчеркивают эксперты, подобного рода уравниловка таких сверхприбыльных предприятий, как, например, горно-обогатительные комбинаты, экспортирующие львиную долю производимого железорудного сырья, и заведомо убыточных субъектов отрасли может иметь непредсказуемые последствия – от внедрения теневых схем до сокращения объемов и без того «упавшего» экспорта.
Тем не менее, авторы проекта постановления уверены, что это позволит, во-первых, стабилизировать ценовую ситуацию во всех сегментах самого комплекса, а, во-вторых, стимулировать внутреннее металлопотребление. Действительно, «согласованные» цены на основные виды металлургического сырья, доля затрат на которые в себестоимости конечного продукта подчас превышает 50%, позволили бы металлургам существенно сократить расходы. А, в свою очередь, максимально возможное удешевление металлопродукции дало бы возможность внутренним потребителям увеличить ее потребление. В конечном счете, это позволило бы заработать всей цепочке, оживив ситуацию на рынках.
Однако, как уточняют эксперты, это могло бы произойти только при условии «ювелирно корректной работы правительства», которое было бы вынуждено постоянно проводить мониторинг ситуации и выравнивать внутри- и межотраслевой баланс таким образом, чтобы все участники цепочки могли «выйти в плюс». В противном же случае эффект домино сработает в обратном направлении и все просто станет.
Следует отметить, что подобного рода регуляторную функцию до сих пор выполняли ежемесячные балансовые совещания представителей горно-металлургического комплекса и правительства и, как считают эксперты, со стороны Кабмина было бы крайне рискованно перенимать ее на себя.
Крупные холдинги «против»
О своем несогласии с принятием данного документа сразу же заявили представители крупных вертикально-интегрированных компаний – «Метинвест Холдинга» и «Смарт-холдинга», а также – компании-производители труб, большинство из которых входит в состав корпорации «Интерпайп».
Напомним, что «Метинвест Холдинг» является единственной в Украине компанией с полностью укомплектованной технологической цепочкой, то есть – владеющей всем набором необходимых сырьевых и производственных активов. Более того, производя, в частности, более 40 млн тонн железорудного сырья в год, компания не только полностью удовлетворяет потребности в сырье подконтрольных ей предприятий, но и обеспечивает им как «независимых» украинских метпроизводителей, так и значительную часть их европейских и азиатских коллег.
Вполне естественно, что, имея возможность в пределах группы сбалансировать соотношение цен на сырье и металлопродукцию собственного производства с максимальным экономическим эффектом, «Метинвест Холдинг» не нуждается ни в каком внешнем регуляторе. Не менее естественно также и то, что, экспортируя большую часть своего сырья, компания совершенно не заинтересована, в целях соблюдения установленных правительством норм рентабельности, продавать его дешевле, чем это возможно. А потому еще на этапе подготовки проекта постановления генеральный директор компании «Метинвест Холдинг» Игорь Сырый заявил о том, что «введение механизма декларирования отпускных цен на продукцию горно-металлургического комплекса означает санкционирование вмешательства государства в договорные отношения частных субъектов хозяйственной деятельности, что является грубым нарушением норм и правил ВТО».
В свою очередь генеральный директор главного партнера «Метинвест Холдинга» – компании «Смарт-холдинг» Алексей Пертин заявил, что «любое ограничение цен и рентабельности является нерыночной мерой», которая, по его мнению, «пролоббирована отдельными финансово-промышленными группами». Разумеется, автор данного заявления подразумевал, в первую очередь, не располагающую собственной сырьевой базой и, вследствие этого, являющуюся потребителем сырья, производимого, в частности, «Метинвест Холдингом» и «Смарт-холдингом», корпорацию «Индустриальный союз Добнасса», а также – все тех же «независимых» метпроизводителей.
Кроме этого руководство обоих холдингов предостерегло правительство относительно того, что введение механизма декларирования цен и норм рентабельности может «спровоцировать волну антидемпинговых расследований с последующим введением ограничительных мер в тех странах, где отечественные предприятия реализуют до 80% своей продукции». Иными словами, власти стран, представляющих собой традиционные рынки сбыта украинской металлопродукции, обвинят украинское государство в протекционизме. И, как отмечают эксперты, подобное предостережение отнюдь не лишено оснований.
Наряду с «Метинвест Холдингом» и «Смарт-холдингом» о том, каким на деле может оказаться действие механизма декларирования цен, заявили и украинские трубники. Впрочем, его последствия, изложенные генеральным директором объединения «Укртрубопром» Леонидом Ксаверчуком, и наиболее остро затрагивающие, конечно же, самих трубопроизводителей, в значительной мере коснутся и большинства других предприятий комплекса.
Как констатировал г-н Ксаверчук, обязательная регистрация цен на трубную, а значит – и другую металлопродукцию, существенно затормозит процесс выполнения заказов. Дело в том, что до тех пор, пока цены на сырье для металлургов и их продукцию, являющуюся в свою очередь сырьем для трубников не будут зарегистрированы представителями первых двух звеньев цепочки, трубные предприятия не смогут даже начать процесс подготовки документов на регистрацию. А значит – им придется ждать и терять время. Наряду с этим, поскольку трубные предприятия поставляют на внутренний рынок тысячи видов продукции с разной себестоимостью, только на подготовку документов для начальной регистрации цен потребуется от 3 до 6 месяцев. И это тоже – потерянное время. При этом, как подчеркивает г-н Ксаверчук, каждое изменение цены какого-либо исходного вида сырья, например, руды, будет возбуждать цепную реакцию, в которой трубники являются самым последним звеном и закономерно окажутся крайними.
Еще одним общеотраслевым затруднением, по словам г-на Ксаверчука, станет необходимость пересмотра всех заключенных ранее «длинных» контрактов и остановки отгрузки по ним до регистрации новых цен. Однако потребители вряд ли войдут в положение производителей и просто переориентируются на всегда имеющийся в наличии китайский импорт. И уже в ближайшее время, подытоживает г-н Ксаверчук, 10-процентная рентабельность обернется для многих украинских заводов 30-процентными убытками.
Баланс сырьевиков и метпроизводителей
Как считают эксперты, если государство и следует вмешиваться в ценовую политику компаний, то делать это нужно «ювелирным образом» и, конечно же, используя в первую очередь рыночные методы. При этом подавляющее большинство из них сходятся на том, что в украинском горно-металлургическом комплексе действительно имеют место факты монопольного диктата, которые должны быть устранены. Особенно – в период кризиса. Как констатируют эксперты, наиболее острой проблемой на сегодня являются очевидно завышенные цены на некоторые виды металлургического сырья, что не позволяет метпредприятиям, лишенным собственной сырьевой базы, снизить себестоимость своей продукции до желаемого уровня.
Так, по данным участников рынка, в октябре, когда большинство отечественных меткомбинатов было вынуждено свернуть производство, цены на основные виды металлургического сырья по сравнению с сентябрем снизились только на 11,5%. В частности, цены на угольные концентраты упали в среднем с 2000 грн. до 870 грн. за 1 тонну; на кокс – с 2700 грн. до 1700 грн. за 1 тонну, при том, что по данным экспертов на внешнем рынке цена на этот вид сырья уже снизилась до 915 грн. При этом железорудное сырье по-прежнему остается весьма дорогим. Так, по данным метпредприятий, в октябре уровень цен на аглоруду все еще превышает уровень цен первого квартала нынешнего года на 60%, на концентрат — на 54%, на окатыши — на 84%. Если же учесть, что в тот же период цены на металлопродукцию упали в среднем на 16%, ни о какой рентабельности меткомбинатов, как подчеркивают эксперты, речи в принципе быть не может.
Впрочем, по оценкам специалистов Министерства промышленной политики, которые приводят несколько иные данные по ценам на сырье в октябре, себестоимость металлургического производства в этот период изрядно снизилась! Так, в соответствии с информацией министерства, себестоимость основных видов сырья меткомбинатов уменьшилась следующим образом: кокса – с 679 до 400 долларов за 1 тонну, железорудного концентрата – с 125 до 122 долларов, металлолома – с 452 до 208 долларов. В результате, по подсчетам чиновников, металлурги смогли снизить себестоимость производства 1 тонны готового продукта на 16% или 105 долларов.
Однако металлургам стран-конкурентов за этот же период удалось уменьшить тот же показатель на 25-35%.
Из этого следует, что даже если чиновники Минпромполитики правы, конкурировать с зарубежными метпроизводителями украинские сталевары из-за высоких цен на сырье по-прежнему не могут. Во всяком случае, те из них, которые не обеспечены собственным сырьем. А потому – как раз они, к числу которых относится корпорация «Индустриальный союз Донбасса», комбинат им.Ильича и «Запорожсталь», попытки государства регулировать ценовую политику сырьевиков полностью поддерживают.
Напомним, что «Индустриальный союз Донбасса» является одной из крупнейших металлургических компаний региона Центральной и Восточной Европы, располагающей значительными производственными мощностями, среди которых Алчевский меткомбинат, Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, меткомбинат Dunaferr в Венгрии и Huta Stali Czestochowa в Польше, на фоне почти полного отсутствия сырьевых. И это при том, как отмечает вице-президент компании Александр Пилипенко, что цены на сырье являются решающим фактором в формировании себестоимости металлопродукции. И вследствие этого, по мнению г-на Пилипенко, «в условиях кризиса государство просто обязано вмешиваться и регулировать предельную рентабельность монополистов — как естественных, так и образованных при приватизации». Тем более, что, как подчеркивает вице-президент, «стоимость реализации железорудной продукции в Украине существенно превышает нормально принятый уровень рентабельности».
Относительно того, какой же именно должна быть сегодня цена на такое сырье в Украине исчерпывающие сведения предоставил генеральный директор Мариупольського металлургического комбината им.Ильича Владимир Бойко. В этой связи он напомнил, что сейчас в Китае, который ввозит этот вид сырья из-за рубежа, концентрат продают по цене не выше 69 долларов за 1 тонну. Из этого следует, считает г-н Бойко, что в Украине, которая, наоборот, является экспортером, цена на тот же вид сырья не должна превышать 50 долларов за 1 тонну. В противном случае, заключает гендиректор, украинская металлопродукция будет просто неконкурентоспособной.
В свою очередь начальник пресс-службы комбината им.Ильича Магера в своих расчетах исходит из ныне сложившегося уровня цен на металлопродукцию. По его данным, на сегодня металл на мировых рынках продают по ценам середины 2007 года, а потому, резюмирует г-н Магера, экономически обоснованная цена на железорудное сырье должна соответствовать цене на него в тот же период – 35-50 долларов за 1 тонну.
При этом г-н Магера обратил внимание на то, что цена 70 долларов за 1 тонну железорудного сырья, по которой «Метинвест Холдинг» предлагает его меткомбинатам, является явно завышенной.
Тем не менее, руководство «Запорожстали» уже на нее согласилось, договорившись с поставщиком рассматривать вопросы, связанные с продлением данного соглашения, ежемесячно. Примут ли в итоге это предложение другие потребители, пока неизвестно. На их решение, как указывают эксперты, будут влиять и другие факторы. В частности – цена на ферросплавы, которая вследствие фактической монополизации этого рынка группой «Приват» до недавнего времени на 50% превышала общемировой уровень. В любом случае, на сегодня кроме правительственной поддержки в этом вопросе значительной части отечественных метпредприятий рассчитывать больше не на что. Если же она не будет оказана, то, как подытожил г-н Бойко, они будут вынуждены стоять.