Как победить безработицу в условиях кризиса: опыт «Большой депрессии»

Приближающийся сентябрь напоминает о том, что скоро начинается новый политсезон и заработавший после летних каникул украинский парламент в очередной раз вернется к рассмотрению Трудового кодекса. Многие эксперты обнаружили в его проекте  принципиальную возможность для работодателей увеличить рабочую неделю с 40 часов до 48–60 часов. И, хотя это прописано не явно, можно предположить, что в украинской практике, когда профсоюзное движение слабое и практически не влияет на политику, работодатели вполне могут воспользоваться представившейся возможностью для  усиления эксплуатации своих сотрудников – при сохранении того же уровня заработной платы.

Если это произойдет, то Украина столкнется с ростом безработицы и спадом производительности труда. Кроме того, существенно сократиться покупательная способность населения и, соответственно, потребительский спрос. Кроме того, повысится нагрузка на бюджет в связи с ростом социальных расходов.

Уже много лет подряд каждый очередной Президент Украины заявляет о необходимости борьбы с безработицей и увеличения усилий государства по созданию рабочих мест. Традиционно в этой сфере не делается ничего, поскольку единственным способом увеличить количество рабочих мест считается выделение бюджетных средств. Более глупого способа расходования денег с целью создания рабочих мест представить сложно, поскольку таким образом рабочие места могут создаваться исключительно за счет увеличения числа чиновников и поддержки неэффективных производств, находящиеся в государственной собственности (с увеличением числа сотрудников такие предприятия становятся все менее конкурентоспособными, что в свою очередь ведет к банкротству и, как следствие, новым безработным).

Что же с помощью Трудового кодекса реально может сделать государство для  роста занятости? Прежде всего, сократить рабочую неделю с нынешних 40 часов до 30, а то и до 25 часов. Как показывает опыт США времен Великой депрессии, описанный в книге «Шестичасовой день Келлога» Бена Ханниката, 5-дневная рабочая неделя (т.е. 6-часовой рабочий день), помогли не только обеспечить высокую занятость среди населения, но и заложили основу для роста производительности труда. Несмотря на то, что заработная плата была снижена по сравнению с 40-часовой рабочей неделей, такое снижение на тех предприятиях, которые перешли на новую систему, было кратковременным: рост производительности труда позволил вернуться к такому же объему заработной платы, как и при 40-часовой рабочей неделе.

Уменьшение рабочего времени привело не только к росту занятости и снижению безработицы, но также положительно повлияло и на бюджетные расходы (поскольку теперь государству не нужно было содержать безработных за счет средств федерального бюджета), а также улучшилась криминогенная ситуация: снизился уровень преступности и число тяжких и экономических преступлений (ранее безработные теперь получили возможность добывать хлеб на пропитание легальным способом, а увеличение свободного времени у рабочих и более длительное нахождение их дома препятствовало грабежам и кражам).

Таким образом, не тратя ни копейки бюджетных средств и существенно сэкономив на социальной помощи, США обеспечили реальный рост занятости населения. Конечно, нельзя не учитывать и программу Рузвельта «Новый курс» по привлечению американцев к неоплачиваемым социальным работам, но поскольку государство тратилось хотя бы на питание рабочим, то этот путь был все же сопряжен с бюджетными расходами. Тогда как сокращение рабочей недели не стоило ни копейки, еще и принесло дополнительную прибыль. 

Читайте также по теме