Как «поладят» автовладельцы и ГАИ?

5 июля Верховная Рада приняла президентский законопроект, предусматривающий отмену обязательного технического осмотра для легковых автомобилей, которые не используются в коммерческих целях. Документ также отменяет требование обязательного наличия у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности на управление транспортным средством; устраняет Госавтоинспекцию МВД Украины от проведения обязательного технического контроля транспортных средств и передает эти полномочия субъектам хозяйствования; существенно упрощает порядок прохождения обязательного технического контроля для других транспортных средств. Казалось бы — вот оно, счастье  — возможность избежания регулярной «дачи на лапу» милиции за вожделенный талончик техосмотра! Ан нет, оказывается, принятый закон имеет немало «подводных камней», могущих омрачить светлую радость автовладельцев.

Причина №1

После отмены обязательных техосмотров страховые компании станут гарантами контроля технического состояния автотранспорта — утверждают оптимисты. При этом подчеркивая, что, по данным статистики, очень немногие из аварий происходят из-за поломок автомобилей. «Когда оформляется страховка, представитель страховой компании обязан хотя бы визуально осмотреть автомобиль. А у нас страховка ежегодная. Это дополнительный рычаг контроля технического состоянием автомобилей», — пояснил в комментарии «ГолосUA" адвокат, кандидат юридических наук Василий Мирошниченко. «Если страховая компания «закроет глаза» на технические неисправности авто и оно попадет в аварию, придется выплатить страховку, а это невыгодно. Какие тут могут быть злоупотребления?», — подчеркнул он.

Что ж, государственное страхование, скорее всего, не подорожает. Однако, из-за своеобразной «монополизации» прав, передача полномочий страховым компаниям может привести к удорожанию КАСКО. И хоть представители страховых компаний еще задолго до принятия закона божились, что исключат все злоупотребления, в это верится с трудом.

Причина №2

Следующая опасность — рост уровня коррупции среди сотрудников ГАИ.  Изменения к закону «О милиции», внесенные в середине прошедшего месяца, предусматривают двенадцать причин остановки водителей сотрудниками ГАИ вместо четырех, действовавших ранее. Об этом сообщил глава общественного проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников в эфире одного из телеканалов. По словам Р. Шапошникова, теперь сотрудник милиции может остановить транспортное средство только на основании подозрения в неадекватном управлении. «Но нет такого понятия – подозрение. Работнику милиции может показаться все, что угодно. Фактически, безосновательно может остановить», — добавил он. В то же время эксперт отметил — в законе указано — работник ГАИ должен назвать суть совершенного правонарушения и тут возникает правовая коллизия.

Вместе с тем, по словам  главы Ассоциации свободных профсоюзов автотранспортников Украины Андрея Корчинского, в Украине существует перечень неисправностей, за которые сотрудник ГАИ имеет право остановить нарушителя и поставить его авто на штрафплощадку. Среди них, в частности, сильные внешние повреждения, неисправность тормозной и рулевой систем автомобиля, а также электрооборудования — то есть, явные признаки, влияющие на дорожное движение и могущие послужить причиной ДТП. Но «на глаз» некоторые из серьезных неисправностей определить  довольно сложно, что и может стать почвой для возникновения «неуставных» взаимоотношений водителей с «гаишниками».

Еще одним источником проблем может оказаться справка об уплате транспортного сбора. Ведь раньше техталон на лобовом стекле  «сигнализировал» о законопослушности владельца автомобиля в этом вопросе и наличие самой справки проверялось «гаишниками» редко.

К тому же, министр внутренних дел Анатолий Могилев уже неоднократно заявлял, что отмена обязательного техосмотра нанесет казне (и, возможно, не ей одной?) значительные убытки. Так что общение водителей с ГАИ обещает стать значительно более «тесным».

Причина №3

Помочь милиции найти причину для остановки водителей может и пресловутая украинская «жаба».  Думаю, немногие из «счастливчиков» — водителей, техосмотр машин которых приходится на тридцатидневный срок после подписания Президентом соответствующего закона, захотят отдать милиции за техталон официальную плату. А тем более «мзду», растущую из года в год.

Причина №4

Глава Ассоциации свободных профсоюзов автотранспортников Украины Андрей Корчинский в комментарии «ГолосUA “ выразил опасение, что лицензированные частные станции, оказывающие услуги по техосмотру коммерческому и грузовому автотранспорту, могут превратить его в своеобразную «кормушку». При этом он подчеркнул, что сам техосмотр никто не отменял, отменена лишь обязанность сотрудников ГАИ его проводить. «Техосмотр, естественно, будет. Он существует во всех странах Европы и мира. Для этого есть сервисная книжка автомобиля, в которой делается отметка об исправности данного транспортного средства”, — добавил А. Корчинский.

Причина №5

Может не понравится автовладельцам и то, что отмена нотариальных доверенностей вынудит отстаивать  права на транспортное средство исключительно в судебном порядке. По словам В. Мирошниченко, подобная процедура давно действует во многих западных странах. «В случае, если владелец автомобиля желает оспорить право собственности, он сможет подать гражданский судебный иск. Не нужно давать ключи кому попало, а если дал, то считай, что дал и доверенность. И есть ли смысл «напрягать» миллионы водителей, их доверенных лиц, родственников, чтобы они оформляли эти доверенности — если достаточно передать документы на машину и ключ?», — считает юрист.

А по словам Р. Шапошникова, вопрос о доверенностях властью еще до конца не урегулирован, несмотря на принятие закона об их отмене. «С доверенностями не так все понятно по этому закону. Да, убрали доверенность из списка, но как это будет работать дальше – неясно. Этот вопрос еще не урегулирован», — сообщил он. Поэтому глава ГО «Дорожный контроль» посоветовал водителям, пользующимся доверенностями, не спешить от них избавляться, подождать соответствующих разъяснений правительства. При этом эксперт отметил, что упрощение процесса передачи автомобиля лицу, не вписанному в техпаспорт, все же  необходимо  «Допустим, как это в России – доверенность пишется от руки, не обязательно нотариальная. Работник ГАИ на месте может по базе проверить, не находится ли автомобиль в угоне», – добавил Р. Шапошников.

Читайте также по теме