- Оформление загранпаспорта – задача несложная, но требует некоторой внимательности. Когда все делается впопыхах, нетрудно выпустить из виду маленькую деталь и получить в результате повод для огорчений. В этом деле тоже есть свои тонкости, в которые лучше вникнуть заранее. Предлагаем сделать небольшую работу над чужими ошибками, чтобы не допустить собственных.
- О чем не стоит забывать
- «Пожалуй, самая распространённая ошибка – это неправильно сделанные ксерокопии документов, – говорит Лариса Маховикова, инспектор Государственного предприятия «Документ». – Требуются копии всех страниц паспорта, где есть какие-либо отметки, а люди зачастую приносят ксерокопию только первой страницы – с фотографией, сделанной в шестнадцать лет. Нередко забывают сделать ксерокопии всех прописок, а не только последней. Другая проблема – нечеткая копия, не видно лица на фото. Все это приходится переделывать».
- Сотрудники ГП «Документ», такие как Лариса Викторовна, есть в каждом подразделении миграционной службы. Они оказывают консультационные услуги, то есть проверяют пакет документов, помогают правильно заполнить бланки, все разъясняют и подсказывают, как лучше поступить в том или ином случае. Пользоваться их услугами необязательно – это дело добровольное, и за консультации взимается небольшая дополнительная плата.
- Инспекторы миграционной службы как правило очень загружены, у них нет времени проводить подобные консультации. Если вы хотите, чтобы вам уделили больше внимания и помогли сделать все как следует, имеет смысл сперва обратиться к представителям ГП «Документ». По большей части это бывшие работники паспортных столов, которые хорошо разбираются в вопросах оформления документов, кроме того, у них есть возможность провести полноценную консультацию. Лариса Викторовна ежедневно консультирует граждан, поэтому хорошо знает, с какими трудностями люди сталкиваются.
- «Еще одна распространенная ошибка – несоответствие имени в паспорте и в идентификационном коде, – продолжает Лариса Викторовна. — Человек может прожить с эти кодом двадцать лет и только при оформлении загранпаспорта обнаружить ошибку. В налоговой тоже действует человеческий фактор. При присвоении кода оператор набирает данные на компьютере. Может случайно поставить не ту букву, например, вместо украинской «і» написать «и», или даже пол перепутать. А когда мы это выясняем, человек в панике: как это так, я – законопослушный гражданин, плачу налоги, а у меня не принимают идентификационный код. Приходится объяснять, что ничего страшного в этом нет, но нужно обратиться в налоговую по месту прописки, внести изменения в базу».
- С новым именем
- «Если у человека сменилась фамилия, например, у женщины после замужества, нужно поменять загранпаспорт, потому что такого человека юридически уже не существует. И в открытии шенгенской визы могут отказать», – говорит Лариса Викторовна. Но сперва придется обратиться в налоговую и поменять код. Как мы уже сказали, в противном случае документы на оформление загранки просто не примут.
- Другие проблемы с именами начинаются, собственно, с получения самого загранпаспорта. Принятые нынче правила транслитерации не всем по душе. Так, довольно странно видеть свое имя в таком написании, как, скажем Nataliia, Mariia и т. д. Но еще хуже, если вдруг выяснится, что транслитерация в новом паспорте отличается от написания в выданных ранее документах. А в посольствах отказываются верить, что Nataliia и Nataliya – один и тот же человек.
- Чтобы избежать досадных недоразумений, лучше уделить этому вопросу особое внимание. «Инспекторы миграционной службы в вопросах транслитерации руководствуются постановлением Кабмина, – разъясняет Лариса Викторовна. – Для изменения написания нужны основания. Таким основанием является предыдущий загранпаспорт. Если ваше имя уже было написано определенным образом, при получении нового паспорта вы можете попросить, чтобы написали так же. Кроме того, таким основанием могут служить документы, оформленные за границей. Например, если вы закончили какое-то учебное заведение и у вас есть диплом, или вы замужем за иностранцем (свидетельство о браке), если у вас есть расчетные счета или недвижимость за рубежом, если вы сотрудник совместной компании. Естественно, банковские карточки и права, оформленные в Украине, не являются таким основанием. В общем, наша работа, работа сотрудников ДП «Документ», в том и заключается, чтобы дать полноценную консультацию. Например, подсказать человеку: «Давайте напишем так, как в предыдущем паспорте, поскольку у вас много шенгенских виз».
- Паспорт раз, паспорт два
- Если у вас раньше уже был загранпаспорт – не важно, как давно закончился срок его действия, – для оформления нового необходимо взять предыдущий документ с собой. «Многие люди считают, что загранпаспорт – это их собственность, и когда заканчивается срок действия, кто-то уничтожает его, кто-то оставляет на память. Паспорт – это собственность государства, вы попользовались бланком и обязаны этот бланк сдать. Инспектор ГМС аннулирует этот паспорт по базе. После чего бланк, как правило, отдается человеку в руки. Во всяком случае вы имеете полное право попросить его обратно, никакая дополнительная плата за это не берется. Сейчас многие посольства требуют предоставить либо справку о том, что предыдущий паспорт был сдан в ГМС, либо сам бланк аннулированного паспорта (с вырезанной перфорацией)».
- По закону Украины человек может иметь два действующих паспорта для выезда за рубеж. Это удобно, если вы планируете много поездок. Например, пока один паспорт получает визу в каком-нибудь посольстве, вы можете съездить за границу, пользуясь другим. При оформлении второго действующего паспорта взимается дополнительная плата.
- Документы, необходимые для оформления загранпаспорта:
- — паспорт гражданина Украины (оригинал), а также копии первой-второй, пятой-шестой (при наличии информации) страниц и страницы со штампами регистрации – в двух экземплярах.
- — оригинал справки о присвоении идентификационного номера и одна копия.
- — паспорт гражданина Украины для выезда за границу (проездной документ ребенка), если таковой имеется.
- — для парней 18-25 лет – военный билет (+его ксерокопия) или справка соответствующего воинского комиссариата относительно возможности выезда из Украины.
С 5 июня 2024 украинцы без действительного биометрического паспорта не смогут въехать...