Несколько лет назад позволить себе уроки репетитора мог далеко не каждый. И несмотря на то, что потребность в их услугах наблюдалась, найти репетитора было не очень-то просто. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Репетиторство в некоторых случаях стало не только популярным, но и необходимым. Почему одни идут в репетиторы, а другие — прибегают к их услугам? Как подобрать репетитора для ребенка, и на что важно обратить внимание, разбирался ГолосUA.
Знания желают лучшего
На систему школьного образования неоднократно жаловались со всех сторон: учителя считали ее несовершенной, родители школьников – сложной, а учеников никто не спрашивал. Мол, если Министерство образования и науки утвердило, значит, должны справиться. В подтверждение этому приведем слова вице-президента Всеукраинской тьюторской ассоциации Алексея Грекова, называющего школьные программы для обучения «ужасными». «Никакие учебники не являются student-book, а являются teacher-book. Нельзя взять учебник и по нему что-то самостоятельно изучить. Обязательно должен быть преподаватель, который сначала «переварит» материал, изложенный в учебнике, и в удобоваримой форме может представить ребенку», – заявил А.Греков.
Оценку общему среднему образованию дал и директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. По его данным, 76% абитуриентов, поступающих в университеты, пользуются услугами репетиторов. «Это оценка общего среднего образования. Показатель в 76% составляют те, кто чувствует, что школа не дает знаний, необходимых, чтобы стать студентом. Вот родители и нанимают репетиторов», – объяснил И. Ликарчук.
Но услугами репетиторов пользуются не только школьники выпускных классов. Довольно часто дополнительные уроки берут ученики средней школы, даже начальной. Причина тому, как утверждают психологи, в подходе самого учителя к преподаванию.
Цена и квалификация на любой вкус
Преподаватель начальной школы одного из столичных лицеев начала давать уроки репетитора около полутора лет назад. «Зарплата невысокая, на жизнь не всегда хватало, вот и решила попробовать заняться репетиторством», – признается учитель информатики Марина Б. Зарегистрировалась на разных сайтах, предоставляющих услуги репетиторов — а таких сейчас в мировой сети развелось немало.
«Было несколько отзывов. Звонили, в основном, родители. Интересовались, когда смогу заниматься с ребенком, сколько стоит час занятий и так далее», – говорит Марина Б. В основном, рассказывает наша героиня, занятия проводила вечером. «Сначала определяла уровень знаний ученика, а уж потом искала подход к форме обучения», – объяснила она.
По словам Марины Б., во время занятий довольно часто выяснялось, что ребенок не понимал элементарных вещей. «Но это не его вина. Ему просто не объяснили в школе, или не объяснили дополнительно дома. Ведь в начальной школе еще важен контроль родителей», – утверждает Марина Б.В случае нашей героини, решение нанять репетитора было только мамы. Ей хотелось, чтобы ребенок знал предмет лучше, но не было времени с ним заниматься. «Но беда, что и у ребенка не было интереса. Хотя после похвалы мальчик менялся – схватывал материал», – признается преподаватель.
Час занятий по информатике обходился семье мальчика в 50 гривен. Следует отметить, для столицы такая цена — довольно приемлемая и даже низкая, учитывая то, что довольно часто за индивидуальные уроки приходится платить от 100 гривен и выше. К примеру, на Востоке страны час занятий по информатике с репетитором будет стоить от 60 грн, в центре Украины – от 40 грн, в западных и южных областях – от 60 грн и выше. Впрочем, стоимость часа занятий зависит также и от квалификации преподавателя, опыта, методики преподавания и других факторов.
«Возможно, из-за невысокой цены за урок звонили мне часто. Из всех желающих выбирала учеников сама. Правда, сейчас, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, приходится отказываться от уроков. Требования к учителям возросли, если бы так и с оплатой за работу», – досадует Марина Б. У нашей героини занятия были дважды в неделю. Она пыталась совмещать основную занятость с дополнительным заработком. Но существует много примеров, когда репетиторство становится основным источником дохода. Тогда речь идет о трех — четырех занятиях в день, а то и больше.
«При нынешней зарплате учителя совсем неудивительно, что лучшие педагоги становятся репетиторами и бросают работу в школах», – заявил эксперт. По его словам, когда учителям предложили пройти ВНО, то только 32% изо всех участвующих в эксперименте смогли справиться с заданиями. Не будем углубляться в зарплату учителей и их подготовку, но факт, что школы теряют лучших преподавателей, остается неоспорим.
Без кнута, но с пряником
На рынке репетиторских услуг предложений больше, чем достаточно. Репетитора можно найти самому на специальных сайтах в Интернете, или воспользоваться услугами специальных служб. При этом главное, как утверждает психолог и психотерапевт Юлия Демьянченко, важна личность преподавателя и форма обучения. Так, репетитором может быть и мама ребенка, и непосредственно школьный учитель.
«Репетитор – это тот, кто повторяет. Это частный учитель, который занимается с ребенком», – объяснила психолог. По ее мнению, к репетитору нужно обращаться в случаях, если страдает успеваемость ребенка в школе, ученик получает плохие оценки. «Сначала все было хорошо, и вдруг через месяц-два начинает падать успеваемость. Сначала ребенок попытается сам исправить ситуацию, но когда уже появляются низкие оценки, стоит бить в колокола. Родителям следует нанимать репетитора, пусть не на полную занятость, а на «подтягивание» определенных тем, которые ребенок не понял», – советует психолог.
Таким образом, по словам Ю. Демьяненко, репетитор поддержит ребенка и поможет ему усвоить материал. Да и самооценка школьника не будет ущемляться. «Если ребенок чувствует, что не успевает, он не всегда может сказать об этом родителям, но может разочаровываться, что отразится на изучении других предметов», – предупреждает психолог.
Родителям же следует иметь в виду, что ребенок не понимает материал по двум причина: из-за отсутствия интереса или недостатка энергии для усвоения материала. «В любом из этих случаев нужно вызывать репетитора, который найдет личностный подход к ребенку и предоставит, в зависимости от его возраста, игровую форму обучения», – объяснил Ю. Демьяненко.
Важность репетиторства не в «забивании» материала заново в голову ребенка, а в том, чтобы ученик вдохновился тем, что он умный и что может изучить материал. «Знаю много случаев, когда нанятый репетитор говорит то же, что и школьный учитель. Ребенок понимает материал, но считает себя тупым. Если же репетитор говорит ребенку, что он гениальный, умный и внимательный, но к нему просто не нашли подход, тогда ребенок понимает, что с ним все в порядке и будет пытаться понять школьную программу более глубоко», – подчеркнула психолог.
При выборе репетитора его возраст, по утверждению Ю. Демьяненко, не имеет значения. А вот относительно гендерных признаков рекомендация существует.
«Я бы советовала, чтобы мальчик учился у мальчика. Таким образом, он уже по факту быстрее усваивает материал. Такая вот хитрость. А девочке все равно. Она видит преподавателя в качестве преподавателя. А мальчики, в основном, вступают в конкуренцию, даже с женщинами», – объяснила психолог. Следует уточнить, что до 9 лет мальчикам все равно, какого пола у них репетитор. А вот после 9 лет с ними должен заниматься представитель мужского пола.
Таким образом, главную роль все же играет подход репетитора к обучению, его поведение с ребенком, умение заинтересовать и преподнести материал. По крайней мере, так считают специалисты.