Как супермаркеты обманывают клиентов, желающих сэкономить

В условиях кризиса, подорожания продуктов и растущей безработице большинство семей вынуждены экономить. Причем украинцы стали покупать меньше продовольственных товаров, потому супермаркеты всеми правдами и неправдами пытаются вытянуть из нас каждую лишнюю копейку, не брезгуя даже нечестными методами. Как не попасться на эти уловки и отстоять свою правоту?

«Волшебные» цены

Супермаркеты идут на различные уловки, чтобы усыпить бдительность экономного покупателя и заставить его оставить на кассе как можно больше денег, купив незапланированные товары. Но это полбеды, некоторые недобросовестные торговцы применяют откровенно незаконные приемы, а чтобы бороться с ними покупатель должен знать свои права и не стесняться их отстаивать.

Наверное каждый покупатель хоть раз сталкивался с ситуацией, когда цена того или иного товара магическим образом возрастала на треть, а то и больше по пути от полки к кассе. Это очень распространенная махинация. Чтобы быть уверенным, что вы купили товар по цене, указанной на табличке – его можно взвесить самостоятельно на весах самообслуживания, которые есть практически во всех магазинах. Так вы избежите неловкой ситуации на кассе, когда стоимость ваших покупок окажется вдруг намного выше запланированной суммы.

«Когда несоответствие цен выясняется уже на кассе, многие покупатели стесняются разбираться в ситуации, вызывать менеджера, тем более, что за спиной возмущаются другие стоящие в очереди. Но только так можно отстоять свои права», — говорит юрист Александр Никитин.

Не подавайтесь на аргументы, что ценники перепутались, а цена указана была совсем за другой товар – это не более чем уловка, а даже если и правда, — то это совсем не ваша проблема.

Нередко супермаркеты также прибегают к такому приему – ценник на более дешевый товар «случайно» вешают на более дорогой. Это рассчитано на то, что при множестве покупок  вы не сразу поймете, где именно переплатили, а задерживать очередь или устраивать скандал будет неудобно. 

«Не доказывайте свою правоту на кассе. Дело кассира маленькое – пробить товар, рассчитаться с вами и выдать чек. Потому сразу требуйте пригласить менеджера торговой точки. Я бы посоветовал пока его или ее будут искать сфотографировать ценник либо попросить неравнодушных граждан выступить свидетелями (в очереди такие всегда находятся, ведь все мы попадали в подобные ситуации!). Помните, что пункты Закона "О защите прав потребителей" обязывают магазины предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара. И прямая обязанность маркетов – следить за правильными ценниками и их верным положением. Напомните об этом менеджеру», — говорит юрист.

Кроме того, в Кодексе об админнарушениях прописано, что нарушение правил грозит штрафами. Помните, что вы всегда можете обратиться в Общество защиты прав потребителей или в контролирующие органы. Конечно, этого не хотелось бы никому, да и вряд ли у вас найдется время на все эти разбирательства. Потому не лишним будет прибегнуть к блефу – ведите себя решительно, идите к стенду («уголок потребителя»), где указаны телефоны органов контроля, а также управляющих торговых сетей. Требуйте книгу жалоб. Зачастую этого достаточно, чтобы вернуть свои деньги и немного осадить горе-продавцов.

Акция, которой больше нет

Все покупатели, особенно желающие сэкономить, обращают внимание на акционные предложения. Что может быть заманчивее, чем купить товар со значительной скидкой?!  Вот и получается, что в погоне за низкими ценами мы порой покупаем совершенно ненужные нам товары, – так продавцы воздействуют на нашу психику. Но закон этого не запрещает, а вот разнообразные махинации с акционными товарами – наказуемы.

Во-первых, стоит помнить, что по акции нередко продают товары не первой свежести, — внимательно осматривайте все, что покупаете и не бойтесь требовать деньги назад, если «вторая свежесть» продукта обнаружилась уже дома.

К тому же, довольно часто продавцы вовремя не снимают яркие привлекательные афиши об акциях сразу. Это уловка, ведь на кассе вы можете не обратить внимание, что купили какой-то продукт по его обычной цене, а если обнаружили – мало кто станет отказываться от покупки, ждать пока сделают «аннуляцию» товара или идти обратно в зал, чтобы выбрать что-то другое.

Чтобы не стать жертвой такой манипуляции, действуйте, как в предыдущем случае: фиксируйте заявленную цену (не исключено, что пока вы будете пререкаться на кассе, продавцы уже сорвут акционную вывеску), требуйте, ссылайтесь на законодательство и не бойтесь жаловаться.  Помните: товар стоит сколько, сколько написано на ценнике в момент вашей покупки, все остальное – проблемы реализаторов!

Кстати, магазины используют нередко и прием «фиктивной скидки», когда за неделю до акции стоимость товара возрастает, а потом снижается на ту же сумму (а то и меньше) на период акции. И если раньше такими приемами пользовались, в основном, продавцы брендовой одежды или техники, то в кризис не стесняются к ней прибегать и супермаркеты.

За уже открытый товар вернуть деньги сложно

Сколько бы эксперты не повторяли, что делать покупки нужно внимательно, тщательно изучая состав и внешний вид, все равно так или иначе время на это есть не всегда. Бывает так, что явный дефект товара, его не первая свежесть обнаруживается уже дома. В таких случаях юристы рекомендуют нести товар обратно и требовать его замены или возврата денег, особенно если продукт дорогой и отразился на вашем бюджете.

«Права потребителей защищает одноименный закон и Гражданский Кодекс Украины, где подобные ситуации предусмотрены. Продавцы обязаны возвращать деньги за некачественную и несвежую продукцию при предъявлении покупателем чека. При этом магазины не могут вернуть вам меньше денег, объясняя это тем, что вы уже съели, к примеру, пару ломтиков сыра или же отказываться вернуть деньги под предлогом, что нарушена заводская упаковка» — говорит юрист.

При этом А. Никтин признает, что на практике в такой ситуации крайне сложно доказать свою правоту. Ведь то, что продукт несвежий может доказать только лабораторная экспертиза, но это удовольствие стоит денег, требует времени и нервов, потому лучше попытаться договориться с представителями магазина полюбовно. 

В большинстве случаев магазины возвращают деньги, ведь вы принесли испорченный товар обратно, стало быть, его можно просто списать и оправдать нехватку денег в кассе либо недостачу товара. Впрочем, бывает и так, что продавцы начинают доказывать, что в порче продукта виноваты вы и тогда доказать что либо крайне сложно, потому лучше заранее проверять сроки годности и обращать внимание на условия хранения. 

Смотрите по сторонам

Мерчендайзеры – хорошие психологи, потому самые дорогие товары они всегда располагают на уровне глаз покупателя, и эта уловка действует, ведь именно такую продукцию раскупают быстрее всего. А ведь на полках ниже всегда стоят аналогичные продукты других фирм по более приемлемой цене и зачастую ничем не хуже дорогих. Потому не ленитесь наклоняться, если хотите сэкономить.  

Яркие стеллажи возле касс с разнообразными конфетками, жвачками, леденцами, кофейными стикерами и. д., которые мы с интересом рассматриваем, стоя у касс – это очередная уловка. Людям скучно стоять в очереди, а яркие цвета  упаковок привлекают внимание и вы наверняка «захватите» с собой какую-то мелочь, а то и не одну. Еще проще манипулировать  покупателями с детьми, — малыши наверняка потребуют шоколадку, киндер или жевательные конфеты и будут ныть, пока не получат желаемое.  В данной ситуации можно посоветовать только заранее договариваться с детьми, а самим помнить, что на всю «мелочь», которая реализуется возле касс всегда самые «накрученные» цены.

Кстати, приятная музыка, которая звучит в зале – очередная уловка, призванная ослабить бдительность покупателя.

Фасуйте фрукты и сладости сами

Желая сэкономить время, покупатели зачастую приобретают уже расфасованные овощи, фрукты, печенье и даже мясо. Это большая ошибка, ведь оценить качество товара таким образом невозможно, потому не удивляйтесь, когда увидите, что часть яблок или помидоров в фасованном лоточке подпорчена. Так для продавцов проще  реализовывать залежавшиеся товары, не совсем свежий сыр, колбасные изделия и т.д. ведь на этикетке они ставят дату фасовки, а не реальную дату изготовления продуктов. Даже если последняя и стоит, то невозможно ее никак проверить.

Покупать товары в заводской упаковке – безопаснее, но дороже, ведь приходится переплачивать за обертку, ее изготовление и персонал, который в этом участвовал.

Лучший способ сэкономить – самому выбирать развесной товар, фасовать его и взвешивать.   

Читайте также по теме