Командирам разрешили бить солдат и стрелять в случае неповиновения. Авторы закона из «Народного фронта» утверждают, что из 110 тысяч мобилизованных за последний год 10 тысяч самовольно оставили части, а 2 тысячи не выполняли приказов. Эксперты прогнозируют злоупотребления и проблемы с мобилизацией. Отмечают, что изменения внесены не в тот военный устав.
«Страшное признание»
Офицерам украинской армии разрешили бить солдат и стрелять в них. Применять «меры физического воздействия» и специальные средства можно в случаях бегства с позиций, неповиновения, сопротивления или угроз начальнику. В боевой обстановке командир может применить оружие или отдать приказ стрелять в нарушителя, «при этом не причиняя смерти военнослужащему».
«Если позволяют обстоятельства, командир (начальник) перед применением мер физического воздействия, специальных средств или оружия должен голосом или выстрелом вверх предупредить об этом лицо, против которого могут быть применены такие меры», — написано в законе, который 5 февраля приняла Верховная Рада.
После подписания закона Президентом, эти нормы будут внесены в Устав внутренней службы Вооруженных сил, который применяется в армии, Нацгвардии, погранслужбе, СБУ.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта возмутился: «У меня, кадрового офицера, решение народных избранников вызвало потрясение. Они не понимают глубины своего кощунства. Это — страшное признание высочайшего уровня деморализации личного состава вооруженных сил»
Почему изменили внутренний, а не боевой устав
Сергей Шабовта считает закон дилетантским.
«Армия построена на единоначалии. Но если командир, не имея достаточного авторитета, не обеспечив управляемости своего подразделения, пытается сначала визгом-криком, а потом стрельбой остановить зарвавшегося бойца, в ответ в спину командира может полететь пуля», — сказал Сергей Шабовта.
Он подчеркнул, что полномочия командиров в бою прописаны в боевом уставе Сухопутных войск, а не уставе внутренней службы.
«В боевом уставе, который носит секретный характер, может быть норма о применении оружия в случае явной попытки предательства. Но ее громко и публично внесли в устав внутренней службы. Это — политическое шоу с участием так называемых комбатов. Они бросили свои подразделения ради кресла в Верховной Раде, а теперь занимаются пустячным популизмом», — заключил он.
Отметим, что авторами закона выступили экс- председатель Администрации Президента Сергей Пашинский, экс-командир батальона «Миротворец» Андрей Тетерук, экс-командир батальона «Днепр» Юрий Береза. Все они — заместители председателя фракции «Народный фронт» — политсилы премьер-министра Арсения Яценюка. (См. ИНФОГРАФИКУ)
Как обойти омбудсмена
Омбудсмен Валерия Лутковская в беседе с корреспондентом ГолосUА отказалась высказать свое мнение по поводу закона об усилении ответственности военнослужащих. А в ее офисе пояснили, что законопроект не попал в поле зрения, потому что он не проходил рассмотрение в парламентском комитете по правам человека.
«Решение о направлении законопроекта в комитеты принимает председатель Верховной Рады», — сказал ГолосUA представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Михаил Чаплыга.
Отметим, что Владимир Гройсман направил законопроект на рассмотрение в шесть парламентских комитетов, включая антикоррупционный и бюджетный (хотя расходы из госбюджета в нем не предусмотрены). А в комитет по вопросам прав человека — не направил, хотя в самом названии документа говорится о «предоставления командирам дополнительных прав и возложения обязанностей в особый период».
Командир с электрошокером
Эксперты обращают внимание на то, что в устав внутренней службы Вооруженных сил внесены некие «специальные средства», которые командир имеет право применять к правонарушителям.
Советник председателя СБУ Дмитрий Тупчиенко отмечает, что в армии спецсредства имеются у военной службы правопорядка, а не у командиров боевых частей.
«Командир в боевой обстановке и раньше обладал широчайшими полномочиями. Он и нотариус, и судья, и Господь Бог для солдат. Разрешение применять спецсредства ему не нужно, они в избытке имеются на гауптвахтах. Военное командование всегда имело право применять силу в отношении правонарушителей. Принятие этого закона носило лишь политический характер», — сказал он.
Сергей Шабовта также отметил, что спецсредства не стоят на вооружении армейских командиров.
«Такие средства используются в правоохранительной деятельности. Имеется их четкий перечень, утвержденный постановлением Кабмина. К ним относятся резиновая дубинка, аэрозольный баллон, травматическое оружие. Но предположить, что это дополнит арсенал родного командира – просто нонсенс», — сказал он.
Каждый десятый
В пояснительной записке к законопроекту его авторы утверждают: «На сегодня массовый характер имеют случаи грубого нарушения воинской дисциплины. В частности, получило распространение употребления алкогольных напитков среди военнослужащих в районах проведения АТО».
Кроме того, с начала объявления мобилизации самовольно оставили воинские части или места службы более 10 тыс. военнослужащих. Выявлены также факты неповиновения или невыполнение приказов более 2 тыс. военнослужащих. Отметим, что в течение 2014 года за три волны было мобилизовано 110 тысяч человек. Об этом сообщал секретарь СНБО Александр Турчинов. Таким образом нарушителем оказался каждый десятый.
Правозащитник Эдуард Багиров считает, что усиление дисциплины касается, в первую очередь, тех, кто попал в армию по мобилизации.
«Патриоты будут выполнять приказы, исходя из внутренних убеждений. А вот что касается мобилизованных и призывников….там могут быть нарушения, невыполнение приказов», — сказал он.
«Законотворческое безумие»
Политолог Андрей Золотарев считает, что закон об усилении ответственности военнослужащих свидетельствует об утрате властью чувства реальности.
«Те, кто исходил пеной, возмущаясь «диктаторскими» законами на Майдане, превзошли их в своем законодательном безумии. Они явно утратили чувство реальности. Не будучи способными, решить ни экономических, ни военных проблем, пытаются «закручивать гайки», скатываясь в диктатуру», — сказал он.
Эксперт прогнозирует, что закон отрицательно скажется на популярности военной службы.
«Следующие волны мобилизации столкнутся с серьезными проблемами, и призывников придется отлавливать на улице, как в африканских странах. Ведь переведя нормы этого закона на язык суровой реальности, мы увидим, что разрешена пуля в затылок каждому, отказавшемуся идти в атаку», — сказал Золотарев в комментарии Голос UA.
Проблемы с мобилизацией
Мобилизации подлежит свыше 60 тысяч человек. Первый заместитель начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ генерал-майор Владимир Талалай признал проблемы при проведении мобилизации.
«Наибольшие трудности наблюдаются в Сумской, Харьковской, Черкасской, Тернопольской, Закарпатской и других областях», — заявил генерал.
А первый заместитель министра обороны Иван Руснак сообщил, что в отношении граждан, уклоняющихся от службы, начато более тысячи уголовных производств.
«Открыто на сегодняшний день 1336 уголовных производств против 7472 военнообязанных за преступления, связанные с уклонением от прохождения воинской службы. Принято уже 160 судебных решений, большинство из которых касается наложения штрафов и условного ограничения свободы», — сказал он.