Андрей Кислов
18:00 06/11/2015

Как украинская милиция превращается в полицию (ИНФОГРАФИКА)

В течение будущего года только на новую форму для МВД планируется потратить около 900 млн. грн. Ведь полицейскими становятся 152 тыс. украинских милиционеров, включая 6 тысяч новых патрульных. Всех возглавит экс-гражданка Грузии. Эксперты отмечают, что эффективность «ребрендинга» сомнительна. Ведь пока на подготовку патрульных тратились миллионы преступность только выросла.

Ребрендинг за миллиард?

В субботу, 7 ноября вступает в силу Закон о полиции. Теперь полицейскими будут не только патрульные, а вся украинская милиция отныне станет Национальной полицией. Внешне это станет заметно не скоро. В МВД сообщают, что до 31 декабря 2016 года сотрудники могут носить обмундирование, установленное для работников милиции, а также использовать удостоверения, печати, логотипы и эмблемы милиции.«Это никоим образом не свидетельствует об отсутствии у них полномочий сотрудников Национальной полиции», — подчеркнули в министерстве.

Эксперт по вопросам работы правоохранительных органов Владимир Полищук заявил в СМИ, что на переименование милиции в полицию нужны средства. «По некоторым подсчетам, это 100 миллионов гривен», — сказал он. Отметим, что  министр Внутренних дел Арсен Аваков  уже озвучил примерную стоимость только новой униформы (без учета остальных расходов). «Переодеть все 150 тысяч полицейских будет стоить 890-900 млн гривен». Он отметил, что эта форма будет «в 4 раза дешевле, чем стоимость формы европейских полицейских». Арсен Аваков также заявлял, что новую форму будут получать только реформированные подразделения новой полиции: «Если Вы увидите на улице человека в форме старой милиции уже после 7 ноября — это значит, что или его подразделение еще не прошло процедуры, или он сам еще не прошел аттестации».

Примечательно, что униформа  первых полицейских, которые вышли патрулировать улицы Киева 4 июля, была получена в подарок от США. Всего патрульных полицейских набрали около 6 тысяч. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что они растворятся в общей массе 150 тысяч полицейских, в  которых переименуют милиционеров. «Это — имитация реформы. По сути простой ребрендинг, который проводят за наш счет в надежде на кратковременный эффект социальной поддержки», — сказал он.

Примечательно, что в госбюджете 2015 для МВД было заложено 32,7 млрд гривен (против 17,9 млрд гривен в 2014 году). В марте была утверждена программа сотрудничества между правительствами Украины и США в сфере реформирования Министерства внутренних дел. Как сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков, американской стороной выделено 26 млн 358 тысяч долларов. А в конце июля он рассказал, что обучение и подготовка одного нового полицейского обходится в 128 тысяч гривен. «Примерно 90% – это средства государственного бюджета. Остальные – это те средства, которые мы получаем от наших партнеров из ЕС, Америки, Канады и Японии», — подчеркнул Аваков.

Таким образом, из госбюджета на подготовку каждого полицейского тратится 115 тысяч. Ведь в Киеве работает 2 тысячи полицейских, в Одессе 800, во Львове — 600, в Харькове – 1 тысяча, в Ужгороде и Мукачево — 230, в Николаеве — 600, в Луцке — 160, в Хмельницком — 250. Исходя из озвученной Аваковым суммы на подготовку 5640 полицейских потрачено более 720 млн гривен, из которых около 650 млн гривен — из госбюджета. В сентябре Кабмин выделил дополнительно 140 млн гривен на программу по «внедрению работы полицейских» не только в крупных городах, но и в маленьких городках и селах. А  полицейскими теперь станут все милиционеры.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2015-11/06/aOvVljNpFPGl1sEO/image/1.jpg" />

«Единственный критерий»

«Когда я пришел, в системе МВД работало 300 тысяч человек, в системе милиции работало 187 тысяч человек. Сейчас у нас их 140 тысяч, и даже увольнение этих 47 тысяч – это нетривиальный процесс», — заявил  Арсен Аваков. По его словам, на пути реформы ведомства ему пришлось выбирать между скоростью изменений и угрозой потери управляемости. «Мы никого не завезем с Марса, а грузины закончились», — иронизировал он.

Отметим, что 4 ноября на заседании Кабмина стало известно, что назначение на пост руководителя Национальной полиции Украины назначена грузинка Хатия Деканоидзе. Она- выходец из команды экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Была руководителем администрации Министерства государственной безопасности Грузии, ректором Академии полиции МВД Грузии. После увольнения из академии 4 месяца возглавила национальный экзаменационный центр министерства образования.

Хатия Деканоидзе гордится тем, что вместо получения высшего образования в Академии полиции Грузии теперь проходят тренинги. «Представляете, 4 года курсанты учатся в полицейской академии, затем еще два года (в магистратуре – ред.) — это шесть лет, — возмущается она. — Я отменила высшее образование полицейской академии. У нас нет системы бакалаврата или магистратуры, потому что профессия полицейского — это не высшее образование», — подчеркивает Хатия Деканоидзе. Она признается, что «не очень хорошо» знает украинское законодательство. «Надо обязательно отменить коррупцию и бюрократию. Изменить законодательную базу», — цитируют СМИ слова руководителя Национальной полиции Украины.

Отметим, что подготовка патрульного полицейского занимает 10 недель, в то время, как милиционеров патрульно-постовой службы готовили 18 недель. У экспертов такой путь реформирования вызывает скепсис. Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отмечает, что и без реформы профобразования из милиции за последний год массово вымыты кадры, которых и раньше был дефицит. «Это специалисты высокого класса, имеющие многолетний опыт работы в правоохранительной системе», — говорит он.

А Руслан Бортник подчеркивает, что назначение иностранного руководителя в правоохранительные органы «демонстрирует процесс десуверенизации страны». «Единственным верным критерием оценки реформы МВД, которая стартовала в 2014 году, является снижение уровня преступности. Но на сегодняшний день он побил рекорд даже «лихих девяностых» — эру разгула бандитизма. Так, в 1995 году в Украине было зарегистрировано 641 860 преступлений, затем их количество стало снижаться  до не более полумиллиона преступлений в год. А за 2014 год их было более миллиона. В 2015-м, только за первое полугодие года зарегистрировано 1 миллион 242 тысячи преступлений».

Эксперт привел в пример Киев и Киевскую область, где количество умышленных убийств в марте 2014 года было зафиксировано ч9, а  в марте 2015 г. – 74, то есть число выросло в 8 раз. Случаев воровства в марте 2014 г. — 381, в марте 2015 г. – 1549, то есть выросло в четыре раза. Угоны автомобилей: в марте 2013 г. – 17 случаев, в марте 2014 г. – уже 47, и  в  марте 2015 — 46.

В процессе доработки

В Законе о полиции говорится, что основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений является уровень доверия населения. А оценка уровня доверия населения к полиции должна  проводиться независимыми социологическими службами в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Политолог Юрий Войтенко отмечает: «Такой критерий эффективности полиции мог возникнуть лишь на волне популизма, когда власти необходимо повысить собственный рейтинг». Эксперт напомнил, что по ст. 19 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. 

«Правоохранительный орган обязан придерживаться законов и Конституции Украины, защищать права, свободы, честь и достоинство граждан. Доверие к нему появится при снижении уровня преступности, повышении раскрываемости и профилактики преступлений. Объективность социологических исследований вызывает сомнения, а правоохранители должны руководствоваться законами и защищать закон — это признак правового государства», — заключил эксперт.

Правозащитник Владимир Караваев отмечает, что в Верховной раде пока не были приняты поправки в законодательство, и в целом ряде законов (Кодекс административных правонарушений, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.) Национальная полиция не упоминается. «Подготовить эти нормативные акты Кабмин обязан был еще два месяца тому назад», — отмечает он.

Владимир Караваев  отмечает, что далеко не во всех актах можно просто поменять слово «милиция» на «полиция». «Что касается ГАИ, то у нее было отдельное положение, утвержденное Кабмином. Подзаконные акты прописывались на основании закона и положения о Госавтоинспекции. Замена слов ничего не дает, потому что полномочия совсем разные. Отменяется закон, соответственно исчезают и полномочия», — утверждает он.Например, ГАИ «обеспечивала» безопасность дорожного движения, а патрульный полицейский по новому закону безопасность движения «контролирует».

«В отличие от ГАИ, полиция не обязана составлять протокол, а сразу дает постановление, причем без указания доказательной базы и пояснений водителя. Все пояснения — в суде», — утверждает правозащитник, отмечая что  судебный сбор по своим размерам с 1 сентября превышает размер самого штрафа. «По сути, этим положением втихую отменили презумпцию невиновности для водителей. И это — самое печальное», — резюмирует он.

Читайте также по теме