В середине сентября Украина и ЕС должны ратифицировать Соглашение об Ассоциации. Чем ближе это событие, тем больше внимания в Европе начинают уделять событиям происходящим в Украине и тем чаще встает вопрос о той цене, которую европейцы готовы заплатить за такого рода интеграцию.
За последние несколько дней Польша, Венгрия и Словакия ощутили на себе реакцию «Газпрома» на реверсные поставки газа в Украину. Стоимость газа для Венгрии возросла настолько, что получать реверсный газа через нее стало для Украины дорого. Польша и Словакия начали получать меньше газа из России, что сделало физически невозможным получать реверсный газ из Польши и вряд ли до конца недели Польша найдет чем его заменить.
Вводимые против РФ экономические санкции уже привели к росту расходов Евросоюза на компенсационные выплаты собственным бизнесменам, страдающим от ответных решений российского руководства.
Как заявил посол ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас, пострадавшие в результате санкций страны могу рассчитывать на компенсационные выплаты из общего бюджета Евросоюза. «Мы все заинтересованы в хороших отношениях с Россией. При содействии России мы могли бы помочь решить важные вопросы по стабилизации обстановки в Украине и наладить отношения между такими важными и естественными партнерами, как Россия и Европейский союз», — заявил Ушацкас.
Правда, вот, деньги получать далеко не все и не в том объеме, который требуется. В частности, 10 сентября Еврокомиссия приняла решение не выплачивать 125 млн евро помощи, выделенную европейским аграриям, пострадавшим от санкций. Мотивируется это сомнениями относительно данных о реальных потерях, декларируемых польскими сельхозпроизводителями, на долю которых припадает около 85% всех компенсационных выплат.
Всего же, по состоянию на август месяц этого года, Еврокомиссия запланировала потратить на компенсации порядка 400 млн евро. О наличии подобного специального Фонда у ЕК заявил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт. Кроме того, в Брюсселе было принято решение о приостановке урезания субсидии местным сельхозпроизводителям в размере 50 млн евро.
Взаимные санкции, по подсчетам СNN, привели к тому, что в августе 2014 года инфляция в еврозоне составила 0,3%, а на фоне отрицательных темпов роста цен возрастает угроза дефляции. Рост экономик стран-локомотивов ЕС – Германии, Франции и Италии колебался от -0,2% до +0,8% во втором квартале текущего года, что значительно ниже прогнозных показателей.
Не исключено, что именно в связи с таким положением дел, послы стран-членов ЕС не смогли в четверг, 11 сентября 2014 года, договориться о новом пакете санкций против России. Ранее введению новых санкций особенно противились Италия, Франция и Финляндия. Настаивала же на новых ограничительных мерах Германия (единственная, у кого был отмечен рост ВВП в этом году выше 0,5%). «Некоторые страны просят об отсрочке», — заявила глава МИД Италии Федерика Могерини, избранная новым комиссаром ЕС по внешней политике, но отказалась назвать эти страны.
Очевидно, экономические интересы во многом будут и в дальнейшем определять политику ЕС по отношению к Украине и надеяться на то, что ради нее страны ЕС будут пренебрегать ими – не стоит.