Олег Дмитренко
07:00 03/06/2015

Как Верховная Рада помогла Кабмину блефовать перед кредиторами

Со 2-го июня вступил в силу принятый две недели назад, 19 мая законопроект «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом» №2898 от 19.05.2015.

Этим законом парламент дал Кабмину возможность ввести временный мораторий на выплаты долгов кредиторам. А заодно и подарил страховой, по сути, полис, на случай возможного технического дефолта страны. Почему? Да потому что заставив парламент принять этот законопроект, правительство переложило ответственность за свою несостоятельность на депутатов. Законопроект был внесен в парламент и тут же, с голоса, принят в нарушение всех регламентных процедур. Он не прошел профильный Бюджетный Комитет ВРУ, на него нет заключения Главного научно-экспертного Управления Верховной Рады. Народные депутаты даже не имели возможности ознакомиться и проанализировать его положения. Но коалиция все же дала правительству такой себе «карт бланш» или своего рода индульгенцию.

Если бы не было закона, то нынешний Кабмин мог (в случае дефолта) войти в историю, как первый кабинет, который довел Украину до экономического краха. Теперь же Кабмин как бы и ни при чем, во всем виноваты депутаты.

Этот закон ни для чего иного и не был нужен. У правительства были все полномочия по объявлению технического дефолта. Но как инструмент давления на кредиторов в период переговорного процесса он волне мог быть и, очевидно, был использован. Правда, с несколько иными результатами, чем предполагали многие эксперты.

Во-первых, были закончены переговоры о реструктуризации долгов «Укрэксимбанка», согласно которым он получил отсрочку по своим долговым обязательствам в 1.5 млрд долларов США. Но при этом стоимость обслуживания долга поднялась до рекордных 16-20% в год!

Во-вторых, правительство США предоставило гарантии в 1 млрд долларов под выпуск очередной порции украинских ценных бумаг, чем Минфин и воспользовался

В-третьих, клуб кредиторов Украины вроде бы согласился на десятилетнюю отсрочку по основному телу долга (это было подано как успех Украины), но… до сих пор неизвестны условия сделки. Судя по тем цифрам, которые демонстрирует договоренности о реструктуризации долгов второго по размеру госбанка, подобная «уступчивость» кредиторов дорого обойдется украинцам. Потому что платить повышенные проценты по этой реструктуризации без набора новых долгов Украина не сможет. А значит общий долг будет увеличиваться и в дальнейшем.

Скорее всего, никакого дефолта не будет. Так как даже технический дефолт означал бы провал всей западной политики «поддержки» по отношению к Украине. Так что новые кредиты Кабмину дадут. И 1,7 млрд второго транша от МВФ и, возможно, 7,5 млрд долларов общего займа до конца следующего года, как заявила министр финансов Наталья Яресько. Но украинцам от этого будет только хуже. Так как именно им придется выплачивать все новые и новые долги и нести брея по их обслуживанию. Проблема состоит в том, что многие не понимают простой истины – Украине в долг дают деньги не для того, чтобы здесь проводились реформы, а для того, чтобы иметь инструмент давления на политические элиты нашего государства со стороны кредиторов. Именно поэтому им ни в коем случае нельзя допустить ситуации, при которой, проведя реформы, Украины сможет рассчитаться с долгами. Наоборот, ей будут навязывать такие условия, чтобы госдолг все время рос, а денег в бюджете хватало только на выплаты процентов по нему. Что мы сейчас и наблюдаем.

«Дефолтный блеф» от Кабмина удался, но удался он внутри страны. Правительство и Парламент выглядят сейчас как «борцы за украинские интересы» против «злобных кредиторов». В реальности же все они играют на одной стороне против украинского народа. Так как долги придется отдавать именно ему, а не министрам и депутатам.

Читайте также по теме