Президент в последние дни подписал закон, дающий предпосылки к децентрализации, и узаконил военно-гражданские администрации. Эти администрации, по экспертному мнению, делают невозможной децентрализацию на Донбассе. Ведь на областном уровне их полномочия сохраняются и после выборов местных советов, предусмотренных Минскими соглашениями. А на территориях, подконтрольных Украине, подготовкой выборов займутся военные.
«Генерал-губернаторство»
В воскресенье, 1 марта, Президент Порошенко подписал закон "Об основах государственной региональной политики", предполагающий децентрализацию. Однако, по экспертному мнению, этот документ вступает в противоречие с ранее подписанным законом о военно-гражданских администрациях, которые будут введены в Луганской и Донецкой областях. «Закон об основах государственной региональной политики предусмотрен повесткой дня ассоциации Украина-ЕС. Это еще не шаг к децентрализации, но уже полшажочка. Появляется инструментарий, правовые категории, которые могут быть использованы или не использованы в этом процессе», – сказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в комментарии ГолосUA.
Он отметил, что ранее был принят закон, позволяющий объединяться территориальным общинам и образовывать собственные региональные советы, что также можно истолковать как признак возможной децентрализации в будущем.
А руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев напомнил, что накануне председатель Луганской ОГА Геннадий Москаль обратился к Президенту с просьбой создать военно-гражданские администрации в Луганской области (Луганскую областную, Станично-Луганскую, Попаснянскую и Новоайдарскую районные, а также военно-гражданские администрации в отдельных населенных пунктах: Трехизбенка, Крымское, Новотошковка и Троицкое). «Председатели областных и районных госадминистраций станут руководителями военно-гражданских администраций. Геннадий Москаль будет не губернатором, а генерал-губернатором с неограниченным сроком полномочий. Ведь по закону, военно-гражданские администрации в населенных пунктах будут действовать лишь до тех пор, пока на первую сессию не соберется местный совет. А областные и районные военно-гражданские администрации сохраняют полномочия до окончания АТО»,- сказал Золотарев в комментарии ГолосUA.
Военно-гражданская администрация и Минские соглашения
В октябре по всей Украине должны пройти местные выборы, и военно-гражданские администрации населенных пунктов могут быть ликвидированы. Но районные и областные сохранят свои полномочия, пока Антитеррористический центр СБУ, которым они подчиняются, не объявит о прекращении АТО. Они не прекратят работу в случае проведения местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях. «Реализация Минских договоренностей, предполагающих вступление в силу Закона об особом порядке местного самоуправления, под вопросом. Ведь даже в случае прекращения боевых действий, конфликт продолжится»,- считает Андрей Золотарев.
Напомним, что Минские соглашения от 12 февраля, заключенные в ходе переговоров Президента Порошенко, президента РФ Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда предусматривают местные выборы. Диалог о проведении выборов должен начаться в первый же день после отвода войск (планировалось — в воскресенье 1 марта).
До 13 марта Верховная Рада должна принять постановление с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Закон предусматривает гарантии использования русского языка, предоставляет широкие полномочия местному самоуправлению. По этому закону, органы местной власти будут строить отношения с Киевом на договорной основе. Они будут влиять на назначение судей и прокуроров. В отдельных районах Донбасса создадут отряды народной милиции. Центральная власть обязуется поддерживать социально-экономическое развитие региона. В минском соглашении указывается, что до конца 2015 года в Украине будет проведена конституционная реформа, предусматривающая децентрализацию. Только после этого будет восстановлен контроль на границе.
Но, как отмечает Андрей Золотарев, областные военно-гражданские администрации уже обладают всеми функциями местной власти. «При создании областных военно-гражданских администраций не предусмотрен механизм передачи полномочий после выборов»,- отметил он.
«Демократия Пиночета»- выборы под дулами автоматов
Военно-гражданские администрации создаются Президентом, в случае, если местные советы не выполняют своих функций. Когда областная или районная государственная администрация приобретает статус «военно-гражданской», должности госслужащих могут занимать военные. А администрации в населенных пунктах формируются исключительно из военных и сотрудников правоохранительных органов, а также работников, заключивших трудовой договор с антитеррористическим центром СБУ. (См. ИНФОРГАФИКУ)
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отмечает, что военные не компетентны в решении хозяйственных вопросов.
«Даже в годы Великой Отечественной на освобожденных территориях военные комендатуры не решали народно-хозяйственных вопросов. Военные компетентны лишь в организации режима безопасности, а не в вывозе мусора, организации работы больниц и школ, налогообложении предприятий. Такое объединение функций — самообман, грозящий расцветом коррупции. Ведь в одних руках сосредотачиваются полномочия по решению земельных споров и право проводить обыски в квартирах»,- пояснил он.
Сергей Шабовта отмечает, что на военно-гражданские администрации возложены функции по организации выборов органов государственной власти, местного самоуправления. «Демократичность таких выборов под большим сомнением. Очевидно, что свободного волеизъявления в таком случае быть не может. Голосование фактически будет проходить под дулами автоматов. Подготовка выборов силовиками – это демократия Пиночета (чилийский диктатор 1973-1990-авт.)»,- сказал Сергей Шабовта в комментарии ГолосUA.