Как выживает украинское кино: правила диктуют рекламодатели, а не Минкультуры

За несколько последних лет благодаря активности сценаристов, режиссеров, актеров стали снимать больше кино. Некоторые из этих фильмов даже номинированы наградами на зарубежных кинофестивалях. При этом за период с 2012 года оплата работы украинских актеров уменьшилась, а режиссеры стараются снимать кино с сюжетом, который привлечет массового зрителя. Корреспондент ГолосUA выяснял, как выживает украинское кино?

Кино с малым бюджетом

В начале сентября 2016 года появлялась информация о том, что Министерство культуры определило объем расходов по всем бюджетным программам в сфере кино в размере 103,4 млн грн, что составляет лишь 11% от потребности Госкино. Госкино же рассчитало, что на 2017 год ему необходимо чуть более 960 млн грн.

При этом премьер-министр Владимир Гройсман обещал выделить на украинское кинопроизводство не более 500 млн гривен.

Не удивительно, что украинские режиссеры стремятся максимально сократить затраты на производство фильмов и, если удается договориться с телеканалами, запускают показы лент на ТВ – так можно компенсировать расходы намного быстрее, чем за счет показов в кинотеатрах.

В основном, как выяснил ГолосUA, режиссеры начинают пробовать свои силы с короткометражного кино.

Так, в августе 2017 года в кинотеатре состоялся премьерный показ фильма-детектива «Майя» Павла Гриба. Он рассказал, сколько стоит создать такую ленту длительностью 27 минут.

«Я назову минимум затрат, которые нужны как площадка для технического обеспечения съемок. Можно купить за 500 долларов видеокамеру, или арендовать такую за 500 грн в сутки. Для создания нужного света на площадке нужны фотолампы – купить их можно по 800 грн штука, нужно две фотолампы. Также под лампы нужны 2 штатива – по 300 грн штука. Арендовать объектив видеокамеры – 500 грн в сутки. Также нужны сетевые удлинители, провода, аренда в сутки такого набора стоит 300 грн. На батарейки, аккумуляторы нужно потратить гривен 200. Аренда удочки с пушкой и рекордером стоит 1000 грн в сутки», — рассказал он.

Но также понадобится участие актеров, и специалистов, которые фильм из кусочков рабочего материала соберут в одно целое.

«Затраты на этап продакшена трудно оценить до момента, как познакомишься лично с исполнителями работ. Они могут запросить разную оплату. Это будет 3-4 человека: тот, кто смонтирует фильм, добавит цвета в отдельные кадры, покрасит – колорит, и тот, что будет делать рекламу и проводить ивенты. Хочу сказать, что обычно затраты на короткий метр не сильно меньше, чем на полный метр – и по деньгам, и по времени. НА фильм длительностью 27 минут я потратил полгода», — рассказал Павел.

Где и за сколько найти актеров

По словам арт-директора и режиссера короткометражной ленты, которая скоро будет запущена в производство в Украине, Святослава Филатова, бюджет кино состоит из затрат не только на аренду техники, и оплату рабочей силы – в частности, актеров.

«На сегодня оплата одного съемочного дня актрисы с некоторым опытом работы в производстве украинского фильма может достигать 1000 грн, но не выше. В 2012 году оплата работы российских актеров и актрис, для сравнения, составляла около 1000-3000 долларов США за съемочный день. О таких суммах гонораров шептались "в кулуарах". В наше время ни украинским, ни зарубежным актерам таких сумм уже не платят. Но это не значит, что нет хорошего качественного украинского кино: например есть актеры, которые недавно показали свое мастерство в фильме «Изи»; скоро данная кинолента появится на наших экранах. Гонорар актеров, участвовавших в этом фильме, я назвать не могу, так как не имею никакого представления о бюджете, локациях, и других условиях съемки. Хотя понятно, что речь идет не о тысяче гривен за съемочный день. Но следует отметить, что в Украине оплата актерской работы достаточно скромна», — уточнил он.

При этом, как утверждают режиссеры, актрисы со скромным портфолио, то есть небольшим опытом работы в театре или кино, могут пойти на уступки, чтобы получить больше внимания и обойти конкуренток: «Могут раздеться в кадре, допустим, или согласиться поработать в очень экспериментальном арт-хаусе. То есть то, что, скорее всего, откажутся делать высокооплачиваемые актеры. С другой стороны, есть и тонкое, элитарное кино в этом направлении, о чем тоже забывать не следует».

По словам С. Филатова, в Украине найти актеров, которые желают показать свое мастерство на съемочной площадке относительно просто.

«Есть театры-студии, где изучают актерское мастерство – тот же известный «Черный Квадрат», «Мост», «Райдо»,  — там можно найти хороших артистов, и уже с ними договариваться, а дальше  — "как повезет". Если же речь идет о скромном гонораре, то проще искать среди неофитов сцены, кто только недавно туда пришел. И, конечно же, не забывать о студентах: им тоже нужно зарабатывать свой насущный хлеб», отметил он.

Кино по примеру зарубежного

По словам арт-директора С. Филатова, нынешнее украинское кинопроизводство выживает благодаря совместным проектам с иностранцами.

«Иностранцев интересует возможность задействовать на съемках относительно недорогую рабочую силу. Взамен иностранная сторона как участник процесса предоставляет технику, сносное финансирование, и возможно, своих ключевых актеров», — добавил С. Филатов.

Режиссер Павел Гриб считает, что в Украине можно снимать разное кино, но зритель охотнее пойдет на кино, жанр которого ему понятен.

«Это массовое кино – такое как «Ла-ла-лэнд», «Титаник». Детективы, триллеры у нас не совсем понимают. Это кино, которое нужно смотреть внимательно. «Майя» из этой же серии. Но как выяснилось, когда после премьеры мы обсудили этот фильм, не все внимательно смотрят такие фильмы – люди привыкли развлекаться, когда смотрят кино, и смотрят невнимательно. Поэтому аудитория охотнее заплатит за билет на кино, которое не требует включать наблюдательность и критическое мышление. Например, сейчас модно снимать ленты на военную тематику. Люди охотно это смотрят», — поделился наблюдениями режиссер фильма «Майя».

При этом, отметил П. Гриб, на производство драмы, детектива, триллера затраты намного меньше, чем если бы это была фантастика.

«Для интересного зрелищного кино в жанре фантастика нужны деньги. В детективах, триллерах, драмах зрителя «держит» сюжет – им интересно, чем же закончится», — считает он.

Украинская киноиндустрия работает на зрителя ТВ

В то же время сценарист Игорь Кокоулин рассказал ГолосUA, что есть разные виды сценариев, разные расценки и разные подходы в приобретении авторских прав на эти тексты.

«Так, если пишут документальные драмы и шоу, то перед съемками в Украине покупается концепция. Если пишут сценарий сериала, то могут нанимать сценаристов на отдельные серии, одна серия стоит 300-500 долларов… Цена фиксируется в долларах и не меняется после заключения соглашения о покупке авторских прав», — уточнил сценарист.

И. Кокоулин также рассказал, какая разница между сценарием исключительно авторским и между покупкой концепции видеопродукта.

«Сериал — там другая технология написания, чем когда создают полный метр. Над сценарием сериалов работает команда: главные авторы или автор, разработчики поэпизодников (бит), авторы диалогов, редакторы, которые следят за тем, чтобы все это не рассыпалось», — поделился он.

«С начала 2000 годов в Украине было значительно меньше заказов на сценарии, чем сейчас. Сейчас же много студий, которые снимают видео и хотят делать это хорошо. Поскольку с европейскими коллегами наладить производство сериалов пока не удается, проявляется нездоровый интерес к бюджетным средствам. И к личности министра Ф. Ильенко. Я хочу сказать, что большинство продюсерских центров и киностудий ищут государственное финансирование», — говорит И. Кокоулин.

По мнению сценариста, именно создание текста, канвы сценария фильма сегодня в Украине составляет львиную долю затрат на кинопроизводство.

«В 2017 году в Украине торги за оригинальный сценарий, начинаются 5-6 тысяч долларов США. Чаще всего, как я знаю, стороны договариваются о 4 тысячах, то есть четыре — нормально. Это значит, что покупают только текст сценария и получают полное право на его использование в своих произведениях – без дополнительной покупки еще каких-либо прав», — отметил он.

При этом И. Кокоулин выразил мнение: «Наши «продюсеры» привыкли дерибанить деньги, зарабатывать иначе они не умеют. Они не знают, что нужно снимать, и что можно продать. А потому максимум мыслительных и творческих способностей реализуется в покупке чужого формата».

Оправдавший себя за рубежом формат видео, который привлекает максимум публики, с большой долей вероятности наберет хороший рейтинг и в Украине. При этом сценарии сериалов и телешоу обычно покупают одни и те же люди, подытожил он.

Таким образом, украинские производители фильмов могут рассчитывать на коммерческий успех лент в случае, если показывать зрителям развлекательное видео. И не зря те, кто покупает авторские права на популярные зарубежные сериалы и шоу, ориентируются именно на эту аудиторию. Кинофильм можно довести до уровня искусства, но только после того, как участники кинопроцесса получат адекватные их таланту гонорары. А поскольку гонорары платят обычно из денег, полученных за рекламу на ТВ, то и мнение рекламодателей в этом вопросе является более важным, чем мнение Министерства культуры.

Читайте также по теме