На днях президент Беларуси Александр Лукашенко выступил с сенсационным утверждением. В ходе официального правительственного совещания в Минске глава государства заявил, что он не рассматривает вопрос объединения РБ и Российской Федерации в единое государство. По мнению Александра Григорьевича, «братские отношения» двух стран должны базироваться исключительно на равноправной основе, и сегодня такой основы попросту нет.
В то же время независимые аналитики поспешили отметить, что слова Лукашенко носят исключительно «формальный характер», и уже в ближайшее время власти России и Беларуси подпишут целый ряд документов о полномасштабной дружбе и активном сотрудничестве.
Эту новость западные источники распространили под грифом «молния». Дескать, Лукашенко, который еще накануне Новогодних праздников горячо поздравил своего российского коллегу Владимира Путина и презентовал ему «пакет белорусских национальных продуктов», внезапно изменил свое отношение к Кремлю. В качестве подтверждения этого сложившегося у них впечатления репортеры привели слова белорусского президента о том, что вопрос об объединении РБ и РФ на повестке дня не стоит. «Это не потому, что Лукашенко так не хочет, как это преподносится в России, а потому, что фундаментальные принципы любого союза базируются на равноправной основе. Нет равноправия – нет союза», — резюмировал, в частности, лидер Республики Беларусь. И, как бы, между прочим, добавил, что о пресловутом объединении не может быть и речи «по многим и многим причинам».
Первым на подобную информацию отреагировал американский Белый Дом. Как подчеркнули в администрации главы США Дональда Трампа, Беларусь «заняла правильную позицию, которая позволит Минску интегрироваться в структуры цивилизованной Европы». Вашингтону вторил Лондон – на Даунинг-стрит отметили, что Россия оказалась «в полной изоляции», потеряв одного из главных союзников на территории европейской части бывшего СССР. Менее эмоционально в данном контексте выразились Германия, Франция и Италия, сделавшие предположения относительно предстоящего незначительного изменения формата контактов Минска и Москвы.
Как оказалось, Берлин, Париж и Рим проявили определенную дальновидность. Уже утром 11 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков официально заявил буквально следующее: «Об объединении Российской Федерации и Республики Беларусь в единую структуру речи не велось и вестись не будет. Присоединение Беларуси к России – это миф, который нужно сразу развенчать». Далее Песков процитировал своего непосредственного руководителя, явно недвусмысленно намекнувшего на неотъемлемое право РБ самостоятельно определяться как во внутренней, так и внешней политике. «У нас есть союз двух суверенных держав, и мы будем укреплять его за счет планомерного развития каждой из его частиц», — привел он слова президента РФ Владимира Путина.
А вот с этим мнением Александр Григорьевич, похоже, согласен полностью. «Мы (с президентом РФ, — Ред.) сядем за стол и будем смотреть, что мы вместе согласно Союзному договору можем решить, и на что мы вместе без всякого давления можем пойти», — сказал Лукашенко. Никаких прогнозов по поводу самого процесса переговоров и их результатов белорусский руководитель не дал. Впрочем, этого и не нужно. «Предполагается, что уже в конце января нынешнего года Минск и Москва создадут специальную экономическую комиссию, которая отменит введенные Россией пошлины на ряд белорусских товаров, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский обозреватель Яннис Пападонис. – Взамен РФ резко снизит цены на российский газ для потребителей в Беларуси. В дальнейшем следует ожидать подписания нового договора о режиме наибольшего благоприятствования для Минска в ЕврАзЭС, Шанхайской Организации Сотрудничества и других структурах. Нет никаких сомнений, что Минск от этого только выиграет».
Складывается вполне оправданное впечатление, что РБ, таким образом, в очередной раз заявляет о себе, как о полноценной участнице геополитических процессов. «Западу необходимо помнить, что «миф, который нужно развенчать», исходя из всего вышеперечисленного, заключается именно в «европейском векторе» развития Беларуси, — говорит эксперт в области международного права Александр Митц. – Никакого разрыва между Москвой и Минском не предвидится, и взаимоотношения РФ и РБ будут укрепляться. Правда, в несколько ином формате».