Осторожная риторика внешних финансовых доноров в вопросе дальнейшей поддержки Украины, дефицит платежного баланса, катастрофическое снижение притока зарубежных инвестиций и нехватка валюты на внутреннем рынке создают неутешительный для страны прогноз – гривна, девальвировавшая в этом году на 100%, в 2015 году продолжит дистрофировать и ослабевать по отношению к доллару.
«Вообще, если говорить о курсе на следующий год, я бы сказал так: курс может быть от 12 до 24 гривен за доллар. Вся беда в том, что слишком сложно прогнозировать, так как на курс влияет слишком много факторов: это работа правительства и Национального банка Украины, внешняя торговля, взаимоотношения с Европой, Россией и Китаем и общие ожидания бизнеса», — комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
К этому перечню факторов можно также прибавить степень захода в страну внешних кредитных средств, которые в свете падения в 2015 году ВВП (около 4,3%-6%), значительного снижения прямых инвестиций(до 1 млрд долларов) и дальнейшего сокращения экспорта необходимы для избежание наихудшего сценария – запуска неконтролируемой эмиссии денежной массы, несущей, как известно, реальную угрозу обесценивания и гиперинфляции.
По словам зампреда Национального банка Украины Александра Писарука, очередной транш от Международного валютного фонда, объем которого по разным оценкам может составить от 2,8 до 4,2 млрд долларов, возможно зайдет в Украину только в конце февраля 2015 год.
Основная причина отсрочки — отсутствие утвержденного государственного бюджета на 2015 год и пробуксовка в проведении реформ. «Это означает, что турбулентность на валютном рынке усилится», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Добавим, что к началу 2015 года вследствие внесения платы за российский газ ( точнее долга в 1,65 млрд долларов), проведения интервенций и обслуживания внешних обязательств государственные золотовалютные резервы (ЗВР) могут сократиться до 7-7,5 млрд долларов (на 1 декабря их объем оценивался в 9,96 млрд долларов). Наличие столь малого объема ЗВР ограничит и так небольшую способность регулятора проводить валютные аукционы. Помимо этого, на курс будет влиять российский рубль. Так, сильная волатильность на валютном рынке, которая имела место на прошлой неделе, была «в определенной степени связана с обесцениванием российского рубля», подчеркивает председатель НБУ Валерия Гонтарева
«Курс гривны к доллару, его динамика, не может иметь разительных отличий от того, что происходит в России. Вернее, может иметь, но это не очень желательно. Если у нас гривна по отношению к рублю начнет укрепляться, это ослабит позиции нашего экспорта в Россию и усилит позиции российского импорта в Украину. Это – аксиома экономики. Поэтому гривна тоже «поползет», — рассказывает экс-руководитель группы советников НБУ Виктор Лисицкий.
Сам Кабинет Министров не питает иллюзий относительно параметров курса в следующем году: наихудшее ожидание властей – 17 гривен за доллар. Как говорит премьер-министр Арсений Яценюк, правительство готовило проект государственного бюджета на 2015 год «с точки зрения двух вариантов: это текущий курс, установленный НБУ и дополнительное допущение — это курс 17 грн/долл.».
«Это чрезмерно оптимистичный прогноз. К сожалению, ситуация будет значительно хуже. На сегодняшний момент курс доллара на улице достигает 22 гривен. Понятно, что черный рынок в определенной степени провоцирует рост курса и ситуация остается крайне негативной», — говорит экономист Борис Кушнирук.
«Я считаю, что в первой половине декабря НБУ должен был ввести широкий валютный коридор в пределах от 14 до 20 гривен за доллар и пытаться «играть» в этих рамках. Откладывая решение о широком коридоре, регулятор создает условия для очередных всплесков на валютном рынке», — добавляет О. Устенко
Отметим также, что административные меры, которые НБУ продлил до 3 марта 2015 года, только расшатывают валютно-курсовую ситуацию в стране. Так, украинские экспортеры, нежелающие продавать в обязательном порядке (и по невыгодному курсу) 75% своей валютной выручки, создают неофициальные валютные рынки за пределами страны. В свою очередь трудовые мигранты отказываются, как того предписывают меры регулятора, конвертировать собственные валютные переводы в гривну и передают заработанные деньги «через руки», питая тем самым внутренний черный рынок валюты, где доллар торгуется по 22-25 гривен, а евро – 28-29. Это, естественно, сокращает валютное предложение на официальном рынке и приводит к дефициту, который, соответственно, провоцирует рост курса.
«Это величайшая ошибка (со стороны НБУ — прим. ред.). Существует мировая практика, когда административные меры вводятся на один месяц: если они не дают положительный результат, то их отменяют. Похоже, НБУ решил окончательно уничтожить банковскую систему. […] Системе нужно вернуть нормальные рыночные условия. Эти меры только усугубляют ситуацию», — отмечает А. Охрименко.
Формировать курс гривны также будет общая ситуация на международных торговых площадках. Известно, что из-за повышения добычи нефти в США, отказа ОПЕК снижать производство и слабого роста мировой экономики марки Brent и WTI с лета начали стремительно терять в цене. Данное обстоятельство неизбежно приводит/приведет к удешевлению других товарных групп, включая продовольствие и металлургию – нашего базового экспорта. Кроме того, ожидаемое в 2015 году общее укрепление доллара в международном пространстве, конечно, негативно скажется на гривне.