В минувший понедельник, 25 марта палата представителей Конгресса США абсолютным большинством голосов одобрила законопроект, призванный «предотвратить влияние Кремля на ситуацию в Венесуэле». Предполагается, что уже в ближайшее время Белый Дом введет очередные санкции против Москвы из-за отправки Россией в Боливарианскую Республику (БР) двух самолетов с военнослужащими и дипломатическими советниками. Одновременно Вашингтон не исключил отправки на колумбийско-венесуэльскую границу дополнительных отрядов спецназа Пентагона. По мнению независимых экспертов, Соединенные Штаты планируют собственное военное вторжение в БР, и американское оборонное ведомство ждет для этого лишь соответствующего сигнала.
По сути, соответствующий «сигнал» уже был подан. Причем подал его самопровозглашенный «лидер Венесуэлы», бывший глава местного парламента Хуан Гуайдо. В своем «обращении к нации» он призвал своих сторонников «объединиться в борьбе против узурпатора» (законного президента страны Николаса Мадуро, — Ред.) и даже «с оружием в руках отстоять свободу и демократию». «Фактически, Гуайдо призвал венесуэльцев к восстанию, которое должны поддержать США и Колумбия, — сказал в комментарии ГолосUA латиноамериканский политический обозреватель Хорхе-Руис Мендес. – Проблема заключается в том, что руководитель оппозиции Боливарианской Республики своим призывом развязывает не только гражданскую войну на территории самой Венесуэлы, но и межрегиональный конфликт в Южной Америке».
И это правда. Как стало известно несколько дней назад, отстаивать интересы законной власти венесуэльского государства уже вознамерились добровольческие отряды из Боливии, Гайаны, Бразилии, Гренады, Никарагуа и самой Колумбии (речь идет об отрядах крайне левой колумбийской организации FARC, — Ред.). Нет никаких сомнений, что мятежникам Гуайдо предстоит столкнуться с настоящей партизанской войной, полагают некоторые эксперты.
Но дело даже не в этом. «Совершенно очевидно, что в случае ввода американских войск в Венесуэлу, свой десант в это стране высадит Российская Федерация, — отметил международный правозащитник Александр Митц. – Формально Москва имеет для этого все основания: между Боливарианской Республикой и РФ подписан договор о дружбе, сотрудничестве и военной поддержке. На этом основании тот же Кремль имеет полное право оказать легитимному правительству Венесуэлы необходимую помощь». На вопрос, в чем именно будет заключаться подобная помощь, обозреватель не ответил, предположив лишь, что Россия направит в мятежный регион своих консультантов.
Похоже, уже направила. В аэропорту Каракаса в данный момент находятся два российских самолета, на которых из Российской Федерации прибыли более ста военных и гражданских лиц. О цели их пребывания в венесуэльской столице пока ничего не сообщается. В свою очередь, официальный Вашингтон начал переговоры с Бразилиа о создании в непосредственной близости от границы этой страны с Венесуэлой новой американской военной базы. Сначала американцы планируют использовать для этих целей заброшенный гражданский аэродром под населенным пунктом Боа-Виста (север Бразилии), а затем расширить границы своего присутствия за счет полигона в Урарикуаре.
«Именно с этого момента геополитическое противостояние Соединенных Штатов и России вступит в свою новую фазу, — предположил в комментарии ГолосUA европейский аналитик Клаус Хофф. – Образно выражаясь, «полем битвы» здесь станет Венесуэла, причем, на первых порах ни американцы, ни россияне активного участия в вероятных боевых действиях в это стране принимать не станут. Все будет зависеть от развития событий – каждая из сторон поддержит «своего» победителя. Если сторонники Гуайдо одержат победу на основных стратегических направлениях, россияне уйдут из региона, предоставив Мадуро политическое убежище. Если же мятеж будет подавлен, американцы на время откажутся от идеи доминирования в Венесуэле и дадут Гуайдо вид на жительство в США. До прямых американо-российских столкновений в Боливарианской Республике дело не дойдет».
Как бы там ни было, от прямых комментариев по данному вопросу и Кремль, и Белый Дом категорически отказываются, поэтому вопрос, станет ли Венесуэла полем геополитической битвы, сегодня остается открытым.