На фоне эпидемии коронавируса торговые сети подняли цены. Эксперты напоминают, что список социальных продуктов отменен, и механизмов контроля цен у государства нет. Конкуренции у крупного бизнеса тоже не осталось.
«Для крупного бизнеса это вообще Клондайк»
Кабинет министров ввел режим чрезвычайной ситуации до 24 апреля. Карантин может быть сокращен, в случае прекращения эпидемии, или продолжен, если эпидемия не прекратится.
Тем временем, согласно решению столичных властей, с 25 марта, количество покупателей в торговом помещении не должно превышать 1 человека на 10 квадратных метров. Работать разрешено только аптекам, банкам, АЗС и продуктовым магазинам. Вместе с тем под запрет попали киоски с уличной шаурмой и кофейные ларьки.
Экономический и политический эксперт Всеволод Степанюк пишет в Facebook: «Видите ли, продавать сырые салаты в супермаркете и нарезанную колбасу, которые неизвестно кто резал, можно, а горячий кофе в разовом стаканчике через окошко — нельзя».
Отметим, что новые меры в столице введены вопреки обещаниям открыть продовольственные рынки. Так, советник Кабинета министров по экономическим вопросам Алексей Мушак в Facebook заявил, что пора открыть продовольственные и хозяйственные рынки.
«Рисков заражения столько же, как и в торговых сетях, которые сейчас спокойно работают. Но это позволяет не закрывать канал сбыта для малого и среднего бизнеса. Во время, когда люди сидят без работы и зарплаты, это важно», — написал он.
Замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Высоцкий также поддерживал эту идею.
«Мы выступаем за то, чтобы не ограничивать продовольственные рынки, кроме того, в этот перечень важно добавить реализацию семян, средств защиты растений, саженцев и ветпрепаратов», — говорил он.
Однако на следующий день его сообщение исчезло с сайта министерства.
Всеволод Степанюк отмечает: «Для крупного бизнеса, супермаркетов – это вообще «Клондайк», когда базары закрыли. Для меня загадка, почему закрыли торговые точки, которые были на открытом воздухе и оставили супермаркеты, которые находятся в закрытом помещении».
Эксперт отмечает, что от карантинных мер в первую очередь пострадает малый и средний бизнес. По его словам, сфера услуг, ресторанный бизнес, перевозка пассажиров, розничная торговля, развлечения, спортивные мероприятия занимают в ВВП Украины 14%.
Тем временем сети супермаркетов повысили цены. На некоторые крупы и макаронные изделия цена выросла на 5-10%. Гречка подорожала на 51%. Так называемый борщевой набор — картофель, капуста, лук, морковь, стал дороже на 35-128 %. Сахар подорожал на 8%, пшеничная крупа — на 11%, мука — на 5%, яйца — на 6%.
Вина, якобы, это поставщики виноваты. Это они, дескать, оправдывают подорожание значительным ростом издержек производства из-за карантина и изменением цен на все импортные составляющие из-за девальвации гривны. Однако, большинство подорожавших продуктов – прошлогоднего урожая.
Мэр Киева Виталий Кличко призвал торговые сети столицы не повышать безосновательно цены на продукты и не «наживаться на людях». Он пригрозил обратиться в Антимонопольный комитет. Но, следует напомнить, что еще в 2016 году было отменено регулирование цен на социальные товары.
«Ограничителей жадности больше нет»
Изначально правительство отменило регулирование цен на социальные продукты как «пилотный проект» с 15 августа по 15 ноября 2016 года. А затем и вовсе упразднило список социальных продуктов, под предлогом того, что «государство не должно регулировать цены». В ту пору премьером был Владимир Гройсман, но попытки отменить этот список начались еще в 2014-2015 годахпри правительстве Арсения Яценюка.
Напомним, что цены на ряд товаров регулировались с 1996 года, когда ОГА обязали регулировать предельные цены, торговую надбавку и норму рентабельности. С 2007 года производители были обязаны декларировать изменения цены на социальные продукты в случае, когда такие цены увеличиваются в течение месяца более чем на 1%.
К социально значимым продуктам в ту пору были отнесены: мука, хлеб простой рецептуры, молоко жирностью 2,5%, сметана жирностью 20%, масло сливочное жирностью 72%, творог жирностью 9%. Также социальными продуктами считались: макаронные изделия отечественного производства, крупы, сахар, говядина, свинина с костями и мясо птицы в тушках, вареные колбасные изделия, яйца, масло подсолнечное, соль, картофель.
Предельные уровни прибыли от оптовых цен на социально значимые продукты не могли превышать 15% от себестоимости, а на розничные цены – 10% от соответствующих оптовых цен.
Теперь никаких ограничений нет. Тем не менее, Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства (МЭРТ) заявило о начале мониторинга цен на продукты.
«Что если, например, будет зафиксировано повышение цены на какой-либо социальный товар, то какой инструментарий они смогут предпринять?»- говорит экономист Виктор Скаршевский.
Ни цены, ни нормы по продаже товара в одни руки государство не регулирует.
«Мониторинг МЭРТ тут повлиять никак не сможет, на это смогут повлиять только сами торговые сети, установив определенные нормы и ограничения. Что касается социальных моментов, то они должны всегда находиться под мониторингом, потому что доходы украинских граждан, мягко выражаясь, не высокие и более десяти миллионов живет ниже фактического прожиточного минимума», — говорит экономист.
Блогер Вячеслав Чечил напомнил, что в последние дни Национальный банк наблюдает уменьшение спроса на валюту со стороны физических лиц.
«На самом деле новость не так-то и хороша — если украинцы в кризис не скупают доллары, то это значит, что им просто не за что это делать. Ни у кого нет денег», — считает он.
Ранее блогер писал, что люди остались без работы и без источников доходов. Они уже начали проедать последнюю зарплату. Наемным работникам, отправленным в отпуска за свой счет, в конце месяца нужно платить за съемную квартиру и чем-то кормить детей.
А крупный бизнес остается в выигрыше. «Ограничителей жадности в лице стихийной торговли и продуктовых рынков больше нет. Власти в стране, как мы понимаем, тоже нет. Кто там смеялся над паникерами, закупавшими гречку?»- иронизировал он.