Андрей Кислов
17:00 08/01/2020

Катастрофа Boeing 737 МАУ: «Уйти от давления – лучшее, что может Зеленский»

Катастрофа рейса Тегеран-Киев совпала с обострением ситуации на Ближнем востоке. Эксперты опасаются, что украинская сторона может быть втянута в противостояние между США и Ираном, отмечают, что самолет взят в лизинг у американской компании.

«Будет использовано для политизации»

В Тегеране на взлете упал украинский самолет, который летел в Киев. На борту самолета находилось 9 членов экипажа 168 пассажиров, среди них — 26 детей. Все они погибли. Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) уточнила, что Boeing 737 рухнул с высоты 2400 метров. Это первая катастрофа украинского пассажирского самолета за два десятка лет. Последний раз украинский пассажирский самолет разбился в 1997 году в Фессалониках (тот самолет принадлежал компании «Аэросвит»).

Нынешняя катастрофа совпала с ростом напряженности в регионе. За некоторое время до падения украинского самолета, Иран нанес два ракетных удара по американским военным базам на территории Ирака. Ракеты выпустил Корпус стражей Исламской революции в отместку за своего лидера — генерала Касема Сулеймани, который был убит 3 января по приказу президента США Дональда Трампа. При этом запрета на использование воздушного пространства Ирана для международной гражданской авиации введено не было.

Премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что оснований для запрета полетов в воздушном пространстве Ирана для украинских авиакомпаний ранее не было. Запрет ввели после катастрофы. На брифинге он сказал журналистам: «Те события, о которых вы сейчас говорите, разворачивались буквально вчера, ночью, сегодня. То есть это вопрос часов. По состоянию на вчера не было никаких предпосылок считать, что такие события произойдут».

Политолог Павел Рудяков считает, что даже если причиной катастрофы была техническая неполадка, все равно это будет использовано для политизации.  «Поскольку американцы диктуют всем свою политику, то будут вбрасываться вещи для дискредитации Ирана, чтобы возложить всю ответственность на иранскую сторону», — сказал он

Рудяков ожидает развития военных действий между США и Ираном. «Американцы не останутся в долгу, и ответят на ракетные удары. США в данном случае важно привлечь на свою сторону, как можно больше союзников. Привлечь к себе европейцев. Трагедию с украинским «Боингом» можно будет раскрутить против Ирана для того, чтобы обвинить его в преднамеренном крушении гражданского самолета», — сказал политолог.

Отметим, что среди пассажиров самолета было много граждан третьих стран. Украинскими гражданами были девять членов экипажа и два пассажира. По данным МИД Украины, 82 погибших — граждане Ирана, 63 – Канады. Кроме того, среди погибших имели гражданство Швеции – 10 человек, Афганистана — 4, Германии — 3, Великобритании — 3. При этом, 147 пассажиров были иранского происхождения.

Политолог Валентин Гайдай прогнозирует: «Очень похоже, что США все же развяжут очередную войну на Ближнем Востоке и к сожалению, в том числе, руками Украины, ведь трагедия с самолетом будет использована как дополнительный повод для атаки на Иран».

 Он считает, что, хотя среди погибших много иранцев, Канада, скорее всего резко отреагирует на эту катастрофу и выдвинет обвинения в адрес Ирана.  «Канаду поддержат ее основные союзники — США и Великобритания.  Украине надо как можно скорее выходить из этой игры, запросить у иранской стороны скорое и объективное расследование этой катастрофы, не делая резких обвинений ни в сторону Ирана, ни в сторону США», — написал он в Facebook.

Следует отметить, что иранские спасатели обнаружили на месте катастрофы самолета авиакомпании МАУ бортовой самописец, который содержит записи разговоров экипажа — т.н. «черный ящик». Власти Ирана заявили, что не передадут его американцам.

«Мы не передадим «черный ящик» производителю и американцам», — заявил глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедазаде. По его словам, пока не ясно, куда направят черные ящики для из дальнейшей расшифровки. Дело в том, что погибший Boeing 737 находился в лизинге. Владелец – американская компания Varangian Leasing LLC. Сайта у компании нет, она была зарегистрирована 19 апреля 2009 в штате Делавэр. Самолет был передан МАУ в 2016 году.

Следует отметить, что самолеты модели Boeing 737-800 терпели крушение в 2009 году (рейс Стамбул – Амстердам авиакомпании Turkish Airlines), в 2010 году (рейсы Бейрут — Аддис-Абеба компании Ethiopian Airlines и Дубай — Мангалор авиакомпании Air India Express), в 2016 году (рейс Дубай — Ростов-на-Дону авиакомпании Flydubai) и в 2018 году (рейс Понпеи — Порт-Морсби авиакомпании Air Niugini).

«Плохо, когда ты становишься игрушкой в чьих-то руках»

Президент Владимир Зеленский поставил задачу открыть уголовное производство по факту катастрофы пассажирского самолета авиакомпании «Международные авиалинии Украины».  «По моему поручению аппарат СНБО создал оперативный штаб», – сообщил Владимир Зеленский. Сообщается, что открыто уголовное производство по ч. 3 статьи 276 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей).

Валентин Гайдай написал в Facebook: «Посольство США затребовало от украинской стороны публичного давления на Иран. Украина затребует участия в расследовании крушения самолета и создании международной комиссии. Это пока неподтвержденная информация, но очень похоже на правду».

Он считает, что Иран и не будет отдавать украинской стороне «черные ящики», опасаясь, что их передадут американцам. «Очень плохо, когда ты становишься игрушкой в чьих-то руках… Если у наших хватит мозгов и смелости уйти от американского давления — это будет самое лучшее, что сможет сделать Зеленский со своей командой», — считает политолог.

Следует напомнить, что накануне 7 января состоялся телефонный разговор Президента Владимира Зеленского с Государственным секретарем США Майком Помпео. Официальное сообщение об этом разговоре на сайте Главы государства гласит: «Президент Украины выразил обеспокоенность возможным обострением ситуации в Ираке и регионе в случае, если силы США и коалиции преждевременно покинут страну».

Дело в том, что 5 января парламент Ирака проголосовал за вывод войск США из страны. Это произошло после того как 3 января во время воздушного обстрела автомобиля в аэропорту Багдада был убит иранский генерал Кассем Сулеймани.

В тот день намечался визит Помпео в Киев, но он не прилетел, сославшись на необходимость отслеживать ситуацию в Ираке. Дело в том, что 31 декабря в Багдаде сторонники иракской военизированной группировки напали на посольство США. Это связывают с нанесенным 29 декабря авиаударом США, в результате которого погибли 25 боевиков, связанных с ливанской группировкой «Хезболла», поддерживаемых Ираном. Авиаудар был нанесен в ответ на убийство американского подрядчика.

В свою очередь США нанесли ракетный удар по колонне автомобилей, в ней, кроме иранца Сулеймани, также погиб заместитель главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис. В ночь с 7 на 8 января две военные базы в Ираке, где расквартированы силы США и их союзников, подверглись ракетному обстрелу со стороны Ирана.

Утром 8 января разбился Boeing 737 авиакомпании МАУ. На сайте МИДа в семь утра появилось сообщение, что самолет разбился по техническим причинам — вследствие аварии двигателя. «На данный момент версия теракта или ракетной атаки исключается», — заявили в посольстве Украины в Иране (скриншот был обнародован в СМИ).

Позже из информации о катастрофе были удалены какие-либо упоминания слова о версиях. Авиакомпании МАУ заявляет, что самолет исправен, ошибка экипажа исключена. Об этом на брифинге заявил технический директор МАУ Александр Шафиев.

«Самолет 2016 года выпуска. Проверку проходил 6 января. Замечаний никаких не было. Ни по прилету в Тегеран, ни перед вылетом никаких замечаний не было. Учитывая сложность самого рейса, на самолете был усиленный экипаж», — заявил Шафиев, подчеркнув, что вероятность ошибка экипажа минимальна. «Мы ее просто не предполагаем», — утверждает он.

Читайте также по теме