Вот уже несколько дней ситуация в Республике Казахстан (КР) является главной темой для обсуждения как в высших органах мирового сообщества, так и в среде политиков, политологов и рядовых обывателей.
Во вторник, 19 марта, бессменный президент Казахстана с 1991-го года Нурсултан Назарбаев внезапно объявил о своем намерении уйти в отставку, назначив своего ближайшего соратника, председателя Сената парламента КР Касым-Жомарта Токаева исполняющим обязанности главы государства. После принятия присяги и вступления в новую должность Касым-Жомарт Кемелевич издал несколько документов, которые повергли международную общественность в целом и США в частности в недоумение. На данный момент ни ООН, ни Белый Дом не выступили с какой-либо позицией по Казахстану.
И ведь напрасно. Впервые в новейшей истории отдельно взятое государство, представленное на заседаниях Организации Объединенных Наций, фактически изменило свою конституционную систему. Или, вернее, внесло в свой Основной Закон существенные правки. Так, например, ранее для процедуры отставки Назарбаева, которому в свое время было разрешено баллотироваться на президентский пост неограниченное количество раз, потребовалось бы не менее двух месяцев (сейчас документ был оформлен за сорок минут, — Ред.). Еще каких-то пару недель назад о проведении церемонии передачи власти от действующего президента к номинальному преемнику не могло быть и речи (торжественное мероприятие состоялось в главном Дворце столицы, — Ред.). И, наконец, буквально накануне никто и предположить не мог, что И.О. руководителя, получив «в наследство» неограниченные полномочия, приступит к реализации своих самых смелых проектов.
А вот здесь стоит оговориться. Западная пресса с подачи своих некоторых политиков упорно называет Токаева «новым президентом Казахстана». Все дело в том, что даже при условиях изменения главных параграфов местной Конституции, Касым-Жомарт Кемелевич является исключительно «временным руководителем»: говоря проще, первым лицом государства до 2020-го года – срока, на который и назначены выборы официального главы Казахстана. Но уже первые шаги Токаева в этой ипостаси позволяют заявлять о том, что за вверенный ему пост он будет держаться до последнего. Как еще иначе объяснить факт подачи документов на переименование казахской столицы Астаны в Нурсултан или, например, провести тщательную проверку целесообразности сотен коммерческих сделок с Соединенными Штатами Америки, Евросоюзом и даже Китаем?
Относительно переименования упомянутой столицы, которая до этого называлась и Акмолинском, и Целиноградом, и Акмолой, у пресловутой общественности вопросов не возникает: ни для кого не секрет, что нововведение вступит в силу уже в течение ближайшего месяца. Другое дело – новые внешнеполитические веяния властей Казахстана. «Совершенно очевидно, что Токаев поведет собственную политику, направленную на снижение влияния США на Казахстан, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Он лишь подчеркнет стратегические интересы РК, направленные на самые тесные отношения с Россией и другими бывшими республиками СССР». По словам аналитика, на этом фоне ни Белый Дом, ни Брюссель рассчитывать на какой-либо «ветер перемен» не могут. «Новый номинальный глава Республики Казахстан станет придерживаться курса своего предшественника Нурсултана Назарбаева на сохранение присутствия РК в структурах Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) и Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ), — подчеркнул аналитик. – Революционных изменений курса Астаны не будет».
Последняя фраза эксперта может больно ударить по амбициям Соединенных Штатов Америки. Как заявил накануне хозяин Белого Дома Дональд Трамп, Вашингтон ждет, что в «Казахстан придет ветер перемен». По сути, этим ожиданиям сбыться не суждено – Токаев уже подчеркнул, что Астана (а в дальнейшем – Нурсултан) укрепит контакты не только с РФ, но и с Китаем, которым Америка сегодня рассматривает в качестве своего стратегического противника. Помимо прочего, с подачи того же Назарбаева, Казахстан выйдет на главенствующие позиции в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Говорить о перспективах контактов казахского руководства с Индией, Турцией и Ираном в данном контексте попросту излишне.
А чем ознаменуется деятельность кадрового политика Токаева на его посту, и в какую сторону подует из Астаны «ветер перемен», все мы станем свидетелями уже в обозримом будущем.