Столица Татарстана – древняя Казань — по праву может гордится не только своим прошлым, но и не менее ярким настоящим. Одним из символов города, наряду с Кремлем и бесценными памятниками истории и архитектуры, является Казанский метрополитен, или как это звучит на татарском – Казан метросы (Казан метрополитены). Побывав здесь корреспонденты ГолосUA не смогли не прокатиться по единственной, (пока что), линии и полюбоваться десятью станциями, больше похожими на дворцы культуры, чем на просто станции «общественного пользования».
Казань ждала свое метро 67 лет
Итак, 27 августа 2005 г., в рамках грандиозного празднования 1000-летия Казани, в столице Татарстана торжественно и с помпой открыли первые 5 станций на отрезке чуть более 7 км. Первыми пассажирами подземки стали президент России Владимир Путин, Казахстана — Нурсултан Назарбаев и Татарстана — Минтимер Шаймиев. А вот об «отце» местной подземки – Борисе Ельцине — сейчас мало кто вспоминает, хотя именно ему город с населением в 1,2 млн. человек обязан весьма удобным видом транспорта.
Если кто помнит советские «нормативы», то любому городу с населением более 1 млн. человек был положен метрополитен. Хотя первые проекты «уличного поезда» появились еще в 30-е годы прошлого века, осуществиться планам помешала Великая Отечественная война и вопрос пришлось отложить почти на 30 лет. В 1969 г. разросшаяся за счет спальных районов Казань приняла новый генплан, в котором метро было обозначено одной из главных транспортных артерий. Долгожданный миллионный житель родился здесь в 1979 г. и начиная с этого момента руководство города и республики весьма обоснованно и настойчиво начало засыпать Москву письмами с просьбой «что-то решать». В 1988 г. начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.
И даже в современной России, в 1995 г., Казань все еще не рассматривалась в качестве приоритетного города, которому бы выделили бюджетные средства на весьма недешевый проект. Несмотря на это, Татарстану удалось добиться включения города в список, а благодаря экс-президенту России Б. Ельцину в 1997 г. началось строительство Казанского метрополитена. Кстати, именно здешняя подземка стала первой в России после развала СССР, а вот последним «союзным» метрополитеном стала подземка в Свердловске, (нынешний Екатеринбург) в 1991 г.
Несмотря на то, что дело сдвинулось с «мертвой точки», строительство прохода подземных туннелей начался лишь в 2000 г., а сами станции строились открытым способом, так как залегают под землей неглубоко. По расчетам проектантов мощности подземки оцениваются в 11 млн. пассажиров в год, но пользуются сегодня этим видом транспорта лишь 190 тыс. человек в день.
Чудо на чуде
А теперь немного о самом метрополитене. На сегодняшний день Казанский метрополитен – это одна-единственная линия протяженностью 15,8 км с 10 станциями: «Проспект Победы» (Җиңү проспекты), «Горки» (Горки), «Аметьево» (Әмәт), «Суконная слобода» (Сукно бистәсе), «Площадь Габдуллы Тукая» (Габдулла Тукай Мәйданы), «Кремлёвская» (Кремль), «Козья слобода» (Кәҗә бистәсе), «Яшьлек» (Яшьлек), «Северный Вокзал» (Төньяк вокзалы) и «Авиастроительная» (Авиатөзелеш).
Работает местная подземка с 6:00 до 23:00, а для проезда используют три вида оплаты — одноразовые смарт-жетоны – 16 рублей (4 грн.), бесконтактные смарт-карты – 12-15 рублей (3-3,75 грн.) и транспортную карту на несколько поездок – 15 рублей (3,75 грн.) за поездку. Кстати, метро в Казани – самый дешевый вид городского транспорта. Тот же талончик в автобусе стоит 19 рублей или 4,75 грн.
Теперь немного подробней об оплате
Смарт-жетоны. По виду это пластиковый, довольно крупный жеточик внутри которого запаян чип. Срок действия жетона – всего 1 месяц и во избежание подделки, его перепрограммируют заново в новом месяце.
Бесконтактные смарт-карты. Обычная пластиковая карта, за которую нужно внести залог и пополнить ее в кассе или в автомате на необходимое количество поездоу. Срок действия такой карт – 3 месяца.
Транспортная карта. В Казанском метрополитене действуют льготный тариф (без лимита поездок), тарифы «Единый» (50 поездок), «Метро-трамвай-троллейбус» (50 поездок), «Метро» (50 поездок) и «Электронный кошелек». Баланс смарт-карты пополняется в терминалах, установленных в вестибюлях станций метрополитена и других местах города, в ряде банков и почтовых отделениях.
На станциях и в вагонах все указатели на русском и татарском языках, а после проведенной здесь Универсиады еще на английском, в том числе и объявление станций. Вместо карт и схем метро и города в вестибюлях установлены плазменные тачскрин-мониторы. Проектировщики Казанского метрополитена не только принимали во внимание безопасность пассажиров, но и впервые в СНГ комплексно предусмотрели сделать его наиболее комфортным и удобным для всех пассажиров, в том числе для инвалидов. Вот только лифты для инвалидов сегодня работают лишь на трех станциях из 10. Зато расположение некоторых удобно вписалось в инфраструктуру города: станции «Площадь Тукая», «Кремлёвская» и «Проспект Победы» плавно переходят в подземные торговые галереи и большие ТРЦ.
Впервые в России для обеспечения отличной и беспрерывной мобильной связи в метро здесь были проложены специальные кабели на всем протяжении туннелей. Таким образом – связь третьего поколения в Казанской подземке есть ВЕЗДЕ. Равно как и в августе 2013 г. в метро появился Wi-Fi.
Кроме этого, стоит отметить, Казанское метро признано самым безопасным в России. На станциях «Проспект Победы» и «Суконная Слобода» есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников — сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоискателей, а также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ.