Столичные власти c новой силой взялись за маршрутки. «Закрутить гайки» в сфере чиновники намереваются давно, утверждая, что частники пренебрегают правилами безопасности и недобросовестно ведут дела. В то же время эксперты указывают, что власти таким способом просто хотят расчистить рынок для «своих» перевозчиков.
В феврале после череды ДТП с участием маршруток прошла новая серия рейдов, организованная сотрудниками Укртрансбезопасности и полицией. По итогам проверок выявлены традиционные для маршруток нарушения: плохое техническое состояние транспорта, несоблюдение санитарных норм в салоне, игнорирование требований пожарной безопасности. Кроме того, как показал рейд, кабина часто не снабжена аптечкой, перевозчик не утруждает себя заполнением билетно-кассовых листов, и, что самое главное, во многих случаях отсутствуют разрешительная документация, страховка, бланк техосмотра, схема и расписания движения и т.п. То есть, перевозчики работают нелегально, рискуя здоровьем и жизнью пассажиров.
Как уверяют правоохранители и сотрудники Укртрансбезопасности, рейды на дорогах проходят постоянно, однако они, как показывает опыт, не пугают перевозчиков, ведь сегодняшние инструменты административного влияния малоэффективны. Властей и проверяющие органы сдерживает мораторий на проверки бизнеса.
К примеру, за три дня февральских рейдов, когда были проверены 43 маршрута из 156 действующих, полиция выписала штрафов всего лишь на 9860 гривен, а за работу на закрытых столичными властями маршрутах, а таких эпизодов неправомерной перевозки было выявлено 10 — на 3560 гривен.
Со слов киевских чиновников, нелегальные перевозчики также продолжают дублировать движение городского транспорта, отчего тот терпит финансовый урон.
Как заявил директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Симонова, в целом «было проверено 22 перевозчика (21 частная компания и «Киевпастранс», – Авт.), и по результатам с 4 маршрутами договора были расторгнуты».
Напомним, традиционно маршрутное такси – это пересадочный транспорт, осуществляющий подвоз пассажиров с жилых массивов и окраин к магистральным маршрутам, транспортным узлам и станциям метро. Сегодня столичные маршрутки, чье количество оценивается в 4 тыс. единиц, перевозят от 1,5 млн человек в день. При этом сам рынок маршруток де-факто находится в «тени». Теоретически он может генерировать в месяц более 250 млн гривен.
Отсутствие нормальной регуляции сферы и вызовы, связанные с безопасностью на дорогах, склонили столичные власти взять курс на сокращение доли маршруток в системе наземных перевозок.
На их место должен прийти коммунальный транспорт в виде трамваев, троллейбусов и крупногабаритных автобусов. Однако, как признаются чиновники, полностью отказаться от эксплуатации маршруток не получиться, поскольку есть в городе участки, где автобусам большой вместительности просто не проехать, поэтому коммунальный «Киевпасстранс» также эксплуатирует привычные желтые «Богданы».
В целом в планах властей сократить количество маршрутов с 156 действующих до 60. В Министерстве инфраструктуры считают, что от «гегемонии» маршруток в Киеве можно избавиться в течение 3 лет, а в КГГА более скромны, называя срок в 5 лет.
Эксперт общественной кампании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов связывает нападки на частников с желанием столичных властей перекроить рынок.
«Происходит передел рынка в пользу близких к властям таксомоторных предприятий. В мировой практике маршрутки это вспомогательный вид транспорта, который занимает не больше 15-20% рынка городских перевозок. Я не верю в данные городских властей, что в Киеве 60% рынка перевозок приходится на маршрутные такси. Я бы сказал, что речь идет о 80%», — заявил он.
По словам депутата Киевсовета Александра Пабата, для заявленного отказа от маршруток столице сегодня нужно закупить 231 автобус большой вместимости, 172 троллейбуса и 62 трамвая. Напомним, за последние два года столица приобрела 100 автобусов, 17 троллейбусов и 45 трамваев.
Наряду с обновлением городского парка будет продолжать дорожать проезд. Об этом рассказал начальник службы перевозок КГГА Сергей Савтырь.
«Мы не можем влиять на частных перевозчиков в части тарифов. Тем не менее, они сами понимают, что если цена за проезд будет слишком большой, то никто не станет пользоваться их услугами. В коммунальном транспорте сейчас цена за проезд 4 гривны. Но будем пересматривать тариф. Пока не могу сказать, насколько подорожает проезд и когда, но стоит ожидать повышения», — заявил чиновник.
Вместе с тем частники уже повысили тарифы. В январе-феврале на 1 гривну (преимущественно до 6-7 гривен) подорожал проезд на 53 маршрутах. Главная причина повышения — негативное колебание цен на АЗС.