Накануне местных выборов одно из самых проблемных и «убыточных» коммунальных предприятий столицы «Киевпастранс» почти полностью рассчитался с долгами по зарплате перед своими сотрудниками. Если еще в конце августа водители готовы были устраивать очередную забастовку, теперь – все выплаты проходят своевременно, чего никогда не было на протяжении года. ГолосUA пытался выяснить, на что готовы пойти чиновники-кандидаты в депутаты Киевсовета перед местными выборами?
Хоть каждый месяц на выборы
История с массовыми забастовками работников «Киевпастранса» началась очень давно. Угрозы создать в столице транспортный коллапс в январе прошлого года дали свои плоды: водителям начали выплачивать деньги. Но, недолго музыка играла: как ни следующий месяц, так очередная задержка.
Не исключением стал и август этого года. Но как только сотрудники предприятия начинают «готовить вилы» очередными забастовками – деньги тут как тут выплачиваются.
«Ну, выплатили они эту задолженность за август, а толку? Люди раздали долги, которые накопились и опять остались без денег. Тем более, август сильно подкосил: деньги нужны были для того чтобы отправить детей в садик, школу или институт. А, кроме того, картошку на зиму купить, сделать консервацию», — подчеркнул начальник маршрута в Подольском трамвайном ДЕПО Владимир Котляр.
После чего, директор КП «Киевпастранс» Сергей Майзель сообщил, что будет стараться выплачивать зарплаты без задержек в определенное число каждого месяца. Еще бы, выборы же скоро на носу!
«Сегодня-завтра нам должны выдать аванс за октябрь. Но я думаю, что в ноябре эти выплаты остановятся, потому что все прекрасно понимают, что казна города будет пуста. Помню, в прошлом году перед парламентскими выборами нам выплатили все задолженности, а потом резко прекратили. Водители и кондукторы шутят, что согласны каждый месяц голосовать, лишь бы выборы были по чаще, потому что перед ними долги отдаются раньше времени», — сказал он.
Отметим, Сергей Майзель баллотируется в депутаты Киевсовета от БПП «Солидарность» на Троещине. Без предвыборной агитации не обходится – недавно в столице прошел парад трамваев: тестировали польские вагоны Pesa, а на площади Победы инспектировали окончание работ по ремонту трамвайного переезда и оборудование новых остановок с электронным расписанием движения транспорта, доступом wi-fi и usb-хаб для подзарядки мобильных устройств.
«Хотя Майзель и говорит, что после выборов зарплаты будут выплачиваться вовремя, но люди в это больше не верят. Говорят, мол, опять до декабря будем сидеть без зарплаты. Но так не будет! Если в ноябре начнутся задержки, в начале декабря мы начинаем бастовать! Хотя может ситуация с новым мэром изменится. Надеемся, что Кличко дважды мэром точно не станет», — сказал сотрудник «Киевпастранса».
Новые заменили на старые
Но не все так гладко с предвыборными обещаниями. Возмущение жителей Оболони не знает пределов: киевлянин Den Vol на своей страничке в Фейсбуке написал, что с оболонских маршрутов исчезли все новые троллейбусы, а заменили их старыми «троещинскими».
«У нас позабирали все новые троллейбусы и дали старые с троещинских маршрутов, ну и одного «Лебедя» 4639, чтоб не так обидно было. Почему так произошло? Знаете потемкинские деревни? Майзель, начальник КП, баллотируется на Троещине от «Солидарности», по округу где-то в районе переулка Фестивальный. Как раз там, где проходят Тр №30,31,47,50,50к. Он, наверное, решил, что мы тут на Оболони пещерные люди, без доступа к Интернету и вообще дальше своей норы нигде не бываем. Только такими действиями пускай и завоевывая какую-то поддержку там, он вызывает ненависть к себе и партии, от которой он выдвинут, здесь!» – пишет активист.
На что С. Майзель ответил, мол, в Деснянском районе были проведены обсуждения и тестирования маршрутов.
«Было принято совместное решение начать с самых длинных — в частности, через Московский мост и других маршрутов Деснянского района, который в этом плане «страдает» из-за больших интервалов. Чтобы уменьшить эти интервалы, нужен более скоростной подвижной состав, которым и было недавно обновлено несколько маршрутов. Это позволило только за первую неделю увеличить пассажиропоток на 10 тысяч. Только так происходит комплектация длинных и коротких маршрутов, независимо от района. Это плановая деятельность, и как бы нам всем не хотелось, она не связана с выборами», — написал гендиректор предприятия.
Согласно плану, после Деснянского района будет обновлены мощности Оболонского района, Виноградаря и других, что снова может вызвать новую волну недовольства от пассажиров.
Рост выручки до 100 тыс. грн в день
Завуалированные предвыборные встречи в киевских дворах проводились еще в сентябре месяце. По словам очевидцев, на одной из встреч, вопросы задавали подставные люди — участники подставного шоу Майзеля, до того момента, пока неудобные вопросы о невыплате зарплаты не начал задавать племянник одной из работниц «Киевпастранса»:
«Моя тетя работает в трамвайном ДЕПО и уже два месяца не получает зарплату. Люди залазят в огромные долги. Как вы можете создать порядок в городе, если не можете создать его у себя на предприятии?»
Ответ директора «Киевпастранса» долго не заставил себя ждать: «Когда месяц не платится зарплата, прокуратура открывает криминальное производство и это подхватывает вся пресса. На сегодняшний день зарплата выплачивается полностью и своевременно», — заявил С. Майзель.
Но, наверное, все сотрудники предприятия сочли бы эти слова за откровенную ложь.
«Я сама работала в «Киевпасстрансе» кассиром на городской электричке. Выдержала год! Зарплату по два месяца не платили, вначале работала 12 дней подряд по 9 часов. Из удобств — ни туалета, ни рукомойника не было. Зимой в киоске очень холодно, а летом — от жары нет спасения. Зато зарплата смешная — 1800 грн», — вспоминает Мария.
Работники предприятия отмечают, что после поднятия цен на проезд в общественном транспорте выручка одного трамвайного ДЕПО достигла примерно 100 тысяч гривен в день.
«Если раньше, при проезде за 1,50 коп, одно ДЕПО, например Шевченковское, собирало по 45-50 тыс. грн. в будний день, то на данный момент, эта сумма выросла до 100 тысяч. И, понятное дело, люди буду возмущаться, мол, где наша зарплата? Тем более, когда директор «Киевпастранса» идет на выборы, на что у него есть деньги, а на зарплату – нет», — говорят водители трамваев.
Но хоть одна правда стала явной: оказывается, задержки по зарплатам возникают из-за законов, которые обязывают платить налоги и делать регулярные отчисления в пенсионный фонд.
«Майзель нам объяснил, что если с этими организациям не вовремя рассчитаться, то «Киевпастранс» должен заплатить штраф налоговой и пенсионному фонду в размере около 1 млн. грн за день. Говорит, что город поставил его в такие рамки, мол, он должен сначала им отдать, а потом нам. В противном случае, придется платить огромнейшую сумму. Но сами профсоюзы нам ничего не объясняют, а так водители, наверняка, могли бы все понять и пойти на уступки», — рассказывают сотрудники «Киевпастранса».
Кроме того, в Подольском трамвайном ДЕПО работает около 20 кондукторов и 30 водителей переселенцев из Донбасса: зарплаты не самые большие, но на жизнь хватает.
«Например, водитель 1 и 2 класса получает до 5 тыс. в месяц, а кондукторы, которые приехали семьями – от 3,5 до 4 тыс. грн. в месяц. Вся зарплата одного члена семьи уходит на коммунальные услуги и аренду комнаты, а на вторую зарплату — как-то живут», — говорят сотрудники.
Улучшится ли жизнь сотрудников «Киевпастранса» покажет время после местных выборов. А пока, они потуже затягивают пояса и верят в лучшее.