4 ноября в Украине отмечают День железнодорожника. «ГолосUA» решил в этот день акцентировать внимание не на «большой» железной дороге, а на младшем ее «товарище» — Киевской детской железной дороге, ведь на Малой Юго-Западной все взаправду: тепловозы, вагоны, машинисты, проводники, путейщики, лишь с тем отличием, что рейсы выполняют дети. А еще — в следующем году киевской детской железной дороге исполнится 60!
Открытие Малой Юго-Западной в Киеве
Как указывается в некоторых источниках, идея строительства детской железной дороги в Киеве родилась еще в середине 30-х годов прошлого века, но в то время так и не реализовалась. Второй раз о ней заговорили уже после войны — в 1950-м, но на протяжении двух лет не могли определиться с местом для строительства. Окончательное решение о сооружении было принято лишь в 1952-м. Место под строительство выделили на Сырце.
«Малую детскую железную дорогу открыли в день железнодорожника — 2 августа 1953-го. К нам на праздник приехал начальник «большой» Юго-Западной железной дороги Петр Фёдорович Кривонос, который и сделал первый рейс. И вот в числе бригады первой смены в тот день меня поставили помощником машиниста», — рассказывает Валерий Супрун, бывший член кружка юных железнодорожников, которому на время открытия было 12 лет.
На фото: Кружок юных железнодорожников, 1953 год. Фото из архива В. И. Супруна.
Через год — в 1954-м — на Малой Юго-Западной открыли вторую очередь, после чего ее протяженность достигла около 3,5 километров (до того она составляла около 2 км). Специально для этого был сооружен мост через овраг — виадук, длинна которого составляла 100 метров, высота — около 20-ти. Через него и проходила часть путей второй очереди железной дороги. /> На то время на Малой Юго-Западной было 4 станции: Пионерская, Яблонька, Техническая и Комсомольская, которая появилась после открытия второй очереди.
«Основной станцией была Пионерская. Здесь находился начальник дороги, была главная рубка. Отсюда поезд уходил к станции Яблонька, заезжал на Техническую, потом — на мост, затем — на станцию Комсомольскую. Потом возвращался на Техническую и до Пионерской», — вспоминает Валерий Иванович тогдашний маршрут.
На фото: Схема путевого развития до 1970-х.
Позднее протяженность линии железной дороги и, соответственно, количество станций сократилось, поскольку на территории парка построили больницу. Ныне длина пути составляет 2,8 км, а станций осталось две — Вишенка (бывшая Техническая) и Яблонька.
На фото: Современная схема путевого развития.
Что касается подвижного состава, то во времена, когда детская железная дорога лишь начинала свое существование, в ее распоряжении было шесть деревянных вагонов, которые позже заменили металлическими, и немецкий паровоз Гр-336, место которого со временем заняли тепловозы. Стоит отметить, что паровоз, на котором Петр Кривонос открывал дорогу, по истечению некоторого времени все-таки вернулся назад на Малую Юго-Западную. Случилось это в 2005 году. Мало того, он — действующий, правда, ездит лишь по праздникам, а также в дни открытия и закрытия поездной работы.
«Застой» и возрождение
Тяжелые времена для дороги настали после распада Советского Союза и длились до начала 2000-х. За это время был выкуплен и вывезен тот самый Гр-336 и сдан на металлолом тепловоз ТУ1-001 (полученный в распоряжение дороги в конце 1950-х годов). На станции Пионерской случился пожар, в результате чего она фактически была уничтожена. Понятное дело, что в таких условиях и кружок железнодорожников не мог функционировать «на полную».
«Со времени распада Союза и до 2001 года ребята приходили, тянулись сюда, их интерес не пропадал, но помещения были не оборудованы под требования обучения, тепловозы не были отремонтированы. Дорога ведь требует ежедневного ухода и внимания», — рассказывает мастер производственного обучения Татьяна Федорова, которая проработала на Малой Юго-Западной последние 10 лет.
Практически все методические наработки по обучению юных железнодорожников приходилось восстанавливать с нуля. «От полного распада дорогу спас тогдашний директор, ныне покойный, Анатолий Яковлевич Мищенко, который своими усилиями помог ей остаться и выжить. После него руководили работой Виктор Степанович Золотарев и Валерий Иванович Бражник, которые также очень много сделали для дороги», — продолжает Татьяна Федорова.
Сейчас кружок юных железнодорожников посещает около 400 детей возрастом от 10 лет. С октября по май раз в неделю проходят теоретические занятия, а начиная с мая и до конца августа дети начинают практиковаться, то есть открывается сезон детской железной дороги.
Общему курсу ребят обучают два года. За это время они получают общие знания о железной дороге. Потом, по собственному желанию, выбирают специализацию по какому-то из видов железнодорожных работ, которую изучают на протяжении еще двух лет. Всего на детской железной дороге практике обучают по 4 направлениям: вагонники, движенцы (ОДП — организация движения поездов), машинисты и колейщики.
По словам Т. Федоровой, сейчас среди машинистов на детской железной дороге есть даже девочки: «У нас машинисты и девочки были. Первая машинистка у нас была, когда начальником был еще Золотарев. Но он не разрешил получить ей удостоверение. Говорил, что не женское это дело такой тяжкий труд. И удостоверение ей так и не дал. А вот в этом году у нас девочка все-таки получила удостоверение машиниста». За один рейс состав из 3 вагонов может прокатить около ста человек, хотя, по словам Т. Федоровой, его планируют расширять.