В обороте Киевского метрополитена синих жетонов для проезда осталось более 1 миллиона штук. По статистике, в месяц изымается около 100 тысяч пластиковых "монеток" для проезда, при этом их запасы столичная подземка уже не пополняет, как это делалось раньше. Таким образом, можно спрогнозировать, что через полтора года, метро навсегда распрощается с жетонами и полностью перейдет на бесконтактные карточки, которыми уже активно пользуются киевляне.
Удобно и без очереди
Многие пассажиры подземки давно перешли на бесконтактные карточки. Во-первых, это экономит время, ведь не нужно стоять в очереди, что особенно удручает в утренние «часы пик», во-вторых – деньги, а в-третьих — жетоны часто теряются, их неудобно носить. Тем временем, карточка позволяет контролировать каждую поездку, она удобна и почти не занимает места.
«По статистике, в месяц пассажиры «уносят» где-то 100 тысяч жетонов, то есть банально теряют своих 200 тысяч гривен. Всего их осталось 1 миллион 200 тысяч штук. На сегодняшний день, мы не пополняем запас, как это было раньше. С нынешней динамикой можно спрогнозировать, что самостоятельно жетон «уйдет» за полтора два-года. Важно отметить, что уже сегодня в моментах продажи жетонов исключается человеческий фактор, на что звучали нарекания. А в недалекой перспективе именно бесконтактная карточка будет использоваться как электронный билет на всех видах муниципального транспорта», — рассказал начальник КП «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский.
По электронному билету город провел инвестиционный конкурс, который выиграла компания «Альфа Пей», и сейчас идут подготовительные работы.
«Инвестор планирует вложить около 114 миллионов гривен в систему, которая должна работать во всем городском транспорте. Когда проект будет запущен, экономия времени для пассажира будет значительной – ведь убираются дублированные очереди и не нужно вспоминать в каком кармане талончик, а в каком жетончик», — добавляет руководитель.
Месячные проездные гораздо выгоднее разовых поездок
Плюс электронной карты еще и в том, что для постоянного пассажира предполагается система лояльного тарифа, как это работает во всем мире.
Залоговая стоимость карты останется прежней – 7 грн, которые возвращаются по истечению количества поездок. Но более выгодно будет покупать карточки на квартал или месяц.
«Среди прочих рассматривается вариант не менять стоимость проезда, который был заложен в квартальных, месячных и годовых проездных, а изменить только стоимость разовых поездок. Понятное дело, что люди, которые каждый день ездят на работу, должны платить меньше. А разовый проезд, например, для туриста, как известно, дорогой во всем мире», — сказал начальник столичной подземки.
В случае повреждения карты сотрудники метрополитена смогут переписать поездки на новую карту. Кстати, отделение, которое занимается заменой неработающих карточек находится на станции метро «Политехнический институт».
Увольнять сотрудников метрополитен не собирается
С переходом на автоматизированную систему оплаты проезда в начале сентября Киевский метрополитен закрыл кассы на станциях «Голосеевская» и «Демеевская». На прошлой неделе к списку добавилась «Почтовая площадь». Купить жетон там можно только в автоматах, а касса работает с бесконтактными карточками. В ближайшей перспективе планируется расширить программу на станциях «Днепр», «Гидропарк» и «Ипподром».
«Результаты показывают, что пассажиры оценили преимущество карточки. Если раньше соотношение с использованием жетона составляло 40% на 60% в пользу последнего, то сейчас оно уже 55% на 45% с приоритетом карточки», — подчеркнул В. Брагинский.
А вот сокращать сотрудников метрополитен пока не планирует, поскольку такие ноу-хау, наоборот, требуют полного задействия персонала для консультационной и разъяснительной работы.
«Помещения и дальше будут использоваться исключительно для потребностей метрополитена, ведь там не только стулья для кассиров стоят, как многие думают, а размещается много технического оборудования», — уточнил директор.
Возможность учета льготников
По мнению главного специалиста Управления инженерно-транспортной инфраструктуры Департамента градостроительства и архитектуры КГГА Виктора Петрука, использование карт позволит столичному метро идентифицировать льготников и провести их подсчет.
«Прелесть таких карт – это возможность учета, кто, откуда и куда поехал. Не зная транспортных маршрутов, мы не можем планировать транспортную структуру города и таким образом, оценить необходимость инвестиций в те или иные объекты. Мы не знаем, кто куда едет, и где есть спрос. А эта карточка четко поможет идентифицировать, какое количество пассажиров вошло на станции и сколько вышло на другой», — рассказал В. Петрук.
Кроме того, программное обеспечение электронных карт позволяет запустить зональные поездки и поездки на время. А для этого планируются установить дополнительные автоматы на выходе из метро.
«На сегодняшний день мы платим 2 гривны за проезд и можем ехать через весь город. Но с учетом зональных поездок, например, если ты вошел на одной станции и вышел на следующей, то с тебя должны списать сумму, в зависимости от длины этой поездки», — сказал В. Петрук.
Пенсионные в метро уже не действуют
Что же касается незащищенных слоев населения, то пенсионеры в Киеве смогут бесплатно ездить в метро только по «Карточке киевлянина». Новость о пенсионных, которые больше не действуют в метро, повергла бабушек и дедушек в шок. Это касается и безработных, и родителей многодетных детей, и инвалидов. В районных управлениях труда и социальной защиты населения – огромные очереди. Льготники жалуются, что без «Карточки киевлянина» через турникеты уже не пропускают.
«На сегодняшний день уже выдано 514 тысяч «Карточек киевлянина», но в транспорте их используют лишь 50 тысяч, несмотря на удобство. Люди просто привыкли пользоваться пенсионными», — отметил директор столичного метро.
Убыток подземки — 724 миллиона гривен
В Киевской мэрии заявляют, что проезд на метро может подняться уже с 1 января с 2 до 3,5 грн за одну поездку. На сегодняшний день, себестоимость проезда в метро составляет 3,11 копеек, а плановый убыток на конец года — 724 млн. грн.
«Думаю, эти две цифры уже показывают, в каком положении находится метрополитен. Программа модернизации вагонов за деньги Киотского протокола стала для нас «глотком свежего воздуха». Но, даже при этом, к концу 2015 у нас будет нехватка более 75 вагонов, а это 25 поездов. Поэтому мы очень рады, что у руководства города есть понимание, что метрополитен — не политический объект и его проблемы нужно решать, несмотря на выборы. В нашем случае, речь идет не о рейтингах, а о безопасности пассажиров», — отметил В. Брагинский