Дать название этому материалу намного проще, чем уложить на бумагу весь тот шквал восторженных откликов, которые я услышала от самых главных экспертов в вопросах образования, от родителей лицеистов. Это и понятно, кто как не мы, родители, более всего заинтересованы в успешности и благополучии своих детей.
А теперь давайте задумаемся о «главном». Школа стоит у истоков развития личности – таковы наши реалии. Об особенностях среднего обязательного образования можно говорить долго и малопродуктивно. Почему? Да потому, что на сегодняшний день мы готовы принять как данность то, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Практически во всех школах, даже очень престижных, царит основной тезис: «Если ребенок хочет, то он будет учиться!» Не правда ли, очень удобная реплика? Она автоматически снимает с учебного заведения всяческую ответственность за последствия учебы как таковой! Репетиторство для многих семей стало уже привычной статьей расходов. А сословие «профессиональных учителей» видит свою основную миссию в отбывании на рабочем месте (если повезет) и начитке учебников.
/> Отправляя ребенка в школу, родители автоматически попадают на тропу войны, которая с переменным успехом длится долгие годы. А что же ученики? Давайте вспомним собственные детские годы. Почему мы получали хорошие оценки? Многие из нас просто не хотели расстраивать родителей, кто-то их побаивался, у кого-то был остро развит инстинкт соревновательности … Можно перечислить огромное количество мотивов, но вряд ли мы задумывались о собственном «светлом будущем», которое последует за нашими школьными заслугами. Мы были всего лишь детьми, которые способны жить в «светлом сегодня», не строя долгоиграющих планов.
Сегодняшним школьникам намного сложнее идентифицировать себя в нынешнем обществе. Они уже с раннего возраста попадают в мощное энергетически – информационное поле, где на каждом шагу приходится сдавать экзамен «на соответствие». «Статусные друзья», «качественные люди», «карьерный рост» — вот немногие из современных формулировок, способные выбить из состояния равновесия даже взрослого человека. Не успев переступить порог, ребенок оказывается в мире, где каждое его действие носит оценивающий характер. Способна ли детская психика справиться с такой внешней агрессией? Не это ли основная причина ухода в виртуальный мир, где ты всегда герой.
Почему же в современных школах дети оказываются ненужным, досадным, но необходимым по протоколу, элементом. Мы сейчас не будем говорить о ярких линейках и школьных олимпиадах – это только одна, парадная и далеко не важная сторона медали. Нас интересует то, что называют рутиной, обычным учебным процессом, с которым кто-то смирился, а кто-то из родителей пытается бороться. Нас перестали удивлять крики на уроках, равнодушие учителей и их непререкаемый самоавторитет, который противопоставляется личности ученика. Мы собираемся «пережить школу», переболеть этим периодом как свинкой или ветрянкой, в погоне за «приличными» оценками не успевая понять, а счастлив ли ребенок. Так есть и так будет, значит так надо…
Но, вдруг появляется что-то необычное, неординарное, разрушающее унылую картину школьного бытия. Оказывается, бывает и по — другому!
«Не формальный подход к обучению, заинтересованность в знаниях учеников, уважение к ребенку как к личности…» — так кратко формулируют родители лицеистов те преимущества, которые они видят в сравнении с другими учебными заведениями, откуда перевели своих детей.
Лично я всегда с осторожностью отношусь к слишком восторженным оценкам, но беседуя с теми, кто на деле столкнулся с учебно-воспитательным процессом в Киевском лицее политики, экономики, бизнеса и права, понимаешь – вот оно!
«Это место, где ребенок спокоен и счастлив, — уверяет Лариса Ищенко, мама одной из учениц.- Я все время наблюдаю разницу в подходах к образованию нашего лицея и других школ. Поверьте, все дети, пришедшие сюда, учились в престижных центральных школах, но первое чему их учат – это умение отвечать у доски. Оказывается, когда тебя слушают и слышат – это серьезнейшая мотивация. Ребенок не боится высказать свою точку зрения, его активность не подавляется, а наоборот приветствуется. Учителя доброжелательны и заинтересованы в качестве знаний. Здесь как-то стыдно не учиться. Лицеисты с удовольствием набирают рейтинг, участвуют в конкурсах, олимпиадах, благотворительных мероприятиях. Даже пассивные дети меняются на глазах – им все интересно!»
Вот оно – ключевое слово. Часто ли мы слышим от своих детей, что им «интересно» учиться в школе? В лучшем случае они учатся, потому что так надо, отрабатывая материал и отбрасывая его в закоулки памяти. А ведь это опасная практика – неприменение знаний! Знаете, с какими проблемами сталкивается наши абитуриенты в иностранных вузах? Не с проблемами языка или коммуницирования, а с неспособностью «получать» знания. Во многих европейских учебных заведениях приходится вводить дополнительный курс адаптации. Преподавательский состав лицея «Политики, экономики, бизнеса и права» учитывает сложившуюся ситуацию, благодаря тесным связям с зарубежными коллегами. По словам директора Галины Васильевны Пахаревой «Ребят обучают законам логики, достижению целей и организации труда. Одним словом «умению знания получать, а не просто быть надрессированным на сроки и задачу».
«Еще лицеисты много путешествуют и имеют возможность общения с ровесниками из других стран, — добавляет мама старшеклассника Димы Ореховского. – Я считаю это важным при выборе дальнейшего образования. Не секрет, что в последнее время все больше украинских выпускников продолжают учебу заграницей. Это не только престижно, но и менее затратно. Мы счастливы, что есть наш лицей, у меня не возникало никаких сомнений куда переводить и младшую дочь после пятого класса. Здесь удивительно здоровая атмосфера! При малейшем конфликте – дети есть дети – подключаются завуч или директор и все благополучно разрешается. Олимпиады, праздники, дополнительные занятия, экскурсии… Еще очень удобно, что ученики находятся в лицее практически полный день и родителям можно не волноваться накормлен ли их ребенок, сделаны ли домашние задания. Учителя на очень высоком профессиональном уровне, ребята с удовольствием посещают дополнительные занятия и консультации, даже к ЗНО начинают готовиться уже с 9 класса. Что сказать, наверное, так и должно быть, но нам есть с чем сравнивать, а поэтому учеба в этом лицее как откровение!»
Скоро начало учебного года. Он будет непростым, этот год. Именно поэтому понимаешь – наши дети растут в сложное время и обязанность родителей максимально подготовить их к взрослой жизни, самостоятельному принятию решений и осознанию своего, особого, места в мире.