Димитрий Бабич
08:11 17/02/2018

Ключ на старт: возможно ли полное примирение Пхеньяна и Сеула?

Накануне руководство Корейской Народно-Демократической Республики выступило с неожиданной инициативой. Команда Ким Чен Ына предложила президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину провести первые в новейшей истории двух государств переговоры на высшем уровне и обсудить возможность полномасштабного сотрудничества, включая возобновление торговых связей и открытие границ в демилитаризированной зоне на 38-й параллели.

По словам северокорейского лидера, подобный шаг будет способствовать разрядке напряженности в Юго-Восточной Азии и «восстановлению единства народа Кореи». Международные аналитики практически в один голос утверждают, что Сеул обязан воспользоваться шансом и, таким образом, предотвратить новую региональную войну, к которой давно готовятся Соединенные Штаты и Япония.

Выражаясь языком дипломатического протокола, путь к взаимопониманию КНДР и Южной Кореи наметился еще полторы недели назад, когда тот же Пхеньян внезапно обратился к организаторам зимних Олимпийских игр в Пхенчхане (Республика Корея) с просьбой допустить к соревнованиям северокорейских спортсменов. Дескать, несмотря на политические разногласия с Югом, власти Севера надеются на понимание Сеулом важности выхода Пхеньяна из изоляции, пусть даже на уровне Олимпиады. Так же внезапно Сеул пошел соседям в этом вопросе навстречу – в ходе телефонных консультаций чиновники двух стран договорились поистине до невероятного: представители КНДР и РК выступят на мероприятии под единым символическим флагом (изображение объединенного Корейского полуострова на белом полотнище, — Авт.).

Дальше – больше. Каким-то удивительным образом члены кабинета министров Южной Кореи пришли к полному согласию с северными коллегами относительно необходимости восстановления телефонной связи в зоне разграничения и создании специальной комиссии по торговым отношениям. Вступая с традиционным радиообращением к жителям КНДР, Ким Чен Ын подчеркнул, что именно сейчас наступило время для «многостороннего диалога, который привел бы к объединению разделенного полуострова». Почему пресловутое время наступило именно сейчас, и на каких именно условиях подобное объединение будет осуществлено, глава Северной Кореи не пояснил.

Впрочем, этого и не нужно. По крайней мере, сейчас. Слова товарища Кима, вне всякого сомнения, повергли в замешательство мировое сообщество, и, прежде всего, президента США Дональда Трампа, которые еще вчера заявлял о возможности атаки северокорейской территории элитными подразделениями Пентагона и так называемой «антикимовской коалиции». В этой связи Белый Дом вступил с довольно пространной и относительно туманной резолюцией, суть которой сводилось к одному: Трамп и его администрация не верят в искренность Пхеньяна. Озвучивая это мнение, Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что, по всей видимости, Ким Чен Ын пытается смягчить введенные международным сообществом санкции против КНДР и цепляется за малейшую возможность вернуть хотя бы часть утраченного. «Прежде всего, речь идет о контактах Пхеньяна с Китаем, которые сошли «на нет» стараниями Вашингтона, — сказал в комментарии ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Затем Ким Чен Ын попытается завязать партнерские отношения с ближайшими региональными союзниками Южной Кореи – Малайзией, Филиппинами и Индонезией. И наконец, со временем Трудовая партия КНДР приложит усилия для снятия экономических и политических эмбарго, введенных Европейским Союзом». Впрочем, считает Дж. Питтерс, в данный момент столь далеко идущих планов северокорейский лидер явно не ставит. «Ким будет действовать, образно говоря, пошагово, — подчеркивает французский обозреватель Жак Пезе. – Сегодня он сосредоточит все усилия на контактах с Сеулом, и именно Олимпиада в Южной Корее станет тем стартом, с которого и начнется примирение. Команда «ключ на старт» уже дана».

Как бы там ни было, а Япония и ряд стран ЕС уже предупредили Сеул от поспешных решений в сфере подобного примирения. В Токио утверждают, что Пхеньян ни в коем случае не станет отказываться от реализации своей ядерной программы, а Брюссель даже высказывается об ограничении присутствия делегации КНДР на заседаниях Организации Объединенных Наций. Помимо прочего, Вашингтон в своих лучших традициях отметил, что сворачивать свой ядерный потенциал в Японском, Восточно-Китайском и Желтом морях не намерен.

«Фактически, мир замер в ожидании дальнейшего развития событий, — констатировал Ж. Пезе. — Насколько эффективной и действенной окажется идея Ким Чен Ына о примирении на Корейском полуострове, станет известно уже 9 января, после открытия Олимпиады в Пхенчхане. По крайней мере, в то, что лидеры Северной Кореи и Республики Корея найдут в себе силы пожать друг другу руки, действительно хочется верить». 

Читайте также по теме