Ключи победы

Украина вступила в радикальную фазу революции-2013. После того, как у оппозиции не получился блиц-криг, началось затяжное противостояние сторон. Власть начала «прессовать» митингующих, Майдан ответил маршем миллиона: Сегодня на центральную площадь Киева должен выйти миллион украинцев, которых мобилизовали штабы национального сопротивления. Из этого клинча два выхода – либо разблокирование ситуации и переговоры либо – силовой вариант. Главная проблема в том, что ни у оппозиции, ни у власти ни у Евромайдана, ни у олигархов нет конкретного плана действий, какие бы ультиматумы или петиции не провозглашались. Но еще хуже, что ни у кого нет уверенности в победе. Или – уже есть?
Власть на шаг опередила оппозицию: в пятницу вечером из Сочи президент Янукович привез «план Б». Пока нет полной ясности, какие именно документы были подписаны двумя президентами, но очевидно, что стороны геополитических весов склонились на сторону РФ. И это означает, что у власти в разговоре с оппозицией появились или появятся новые веские аргументы. Отступать есть куда: позади Москва. Кстати, точно так же поступила в 2009 году Тимошенко… Итак, на что теперь рассчитывать?
На что готовы пойти обе стороны, чтобы снизить протестный накал? Чем пожертвуют, а за что будут стоять до конца?
Попробуем разобраться. Начнем с того, что тактика «стояния» начинает приедаться всем без исключения областным и центральным евромайданам: об этом открыто говорят и во Львове, и в Черновцах, и в Полтаве. У лидеров революции не оказалось запасной стратегии на случай, если не удастся моментально отправить Кабмин в отставку и взять ситуацию в стране под контроль. В лагере власти начинают давить на Президента, настаивая на майданных зачистках: сторонник лайт-варианта, глава АП Левочкин изолирован и от Президента и от принятия решений. Группа Левочкина выступала за уступки революционерам в виде переформатирования КМ, отставки премьера и силовиков и последовательности европейского курса Украины. Но сейчас инициатива перешла в руки «ястребов» Захарченко-Клюева. Они готовы действовать более жестко: согласиться частично на условия переговоров, выдвинутые оппозиционерами, но сохранить ключевые позиции в плане контроля над правительством, недопущения досрочных выборов парламента и президента. Впрочем, не факт, что майданные революционеры будут сильно настаивать на пакете радикальных требований. Это вариант для улицы, которую нужно пока держать в тонусе. Чтобы, в случае чего, использовать как инструмент борьбы. Для переговоров с властью есть мини- стратегия. Ее основные пункты лидеры «тройки» озвучили на пресс-конференции. Это — освобождение всех арестованных активистов Евромайдана, наказание сотрудников милиции, участвовавших в избиении людей при разгоне Евромайдана в ночь на 30 декабря и на ул. Банковой 1 декабря, а также отставка главы МВД и «уход" всего правительства в целом. «Только после этого мы будем готовы садиться за стол переговоров и договариваться», — подчеркивают лидеры УДАРа, «Батькивщины» и «Свободы».
В принципе, по первым двум пунктам соглашение может быть достигнуто. Власть, судя по всему, готова взять на себя ответственность за евромайдан-2, когда после неоправданного насилия «Беркута» над участниками мирной майданной акции протеста 30 ноября, на улицы и площади вышли те, кто никогда и не помышлял ни о каких «движениях сопротивления». Президент почти сразу назвал происшедшее перегибами и приказал ГПУ быстро и четко дать ответ на вопрос: кто виноват? Перед участниками акции извинились и члены правительства- глава КМ Азаров, министр юстиции Лукаш. Это сигналы, посланные гражданскому обществу, с целью успокоить евромайдановцев и снизить градус напряжения. Скорей всего, милиция отпустит большинство задержанных, «разобравшись в ситуации». Безусловно, полетят и некоторые головы в МВД. Министром Захарченко никто не пожертвует, но несколько весомых силовых фигур попадут под раздачу- таких, как начальник столичной милиции В. Коряк, например, или руководители спецподразделений. Вне сомнений, что правоохранители активизируют поиск экстремистов и провокаторов среди политиков, прежде всего, из ВО «Свобода». Так они подтвердят свой тезис о том, что мирных демонстрантов сознательно провоцировали и разжигали политики — ради использования в собственных целях. В принципе, такой подход совпадает с точкой зрения большинства митингующих, которые изначально выступали за департизацию майдана-2013, и людей это может не только удовлетворить, но и «отвернуть» от призывов революционеров и от самих лидеров оппозиции, зовущих на последний и решительный бой. Кроме того, готовность «наказать виновных» снизит и международный уровень претензий к власти. Гарантией не предвзятых и транспарентных судебных решений будет служить идея о создании Наблюдательного совета за ходом следствия, в состав которого войдут не только представители власти и оппозиции, но и международные наблюдатели. Этот вариант предложил генсек Совета Европы Т. Ягланд и с ним согласились как революционеры, так и правительство. Кроме того, власть предоставила гарантии неприкосновенности студентам и общественным активистам, которые вышли на майдан выразить свою позицию по поводу еврокурса Украины. Это подтвердили и Азаров, и Табачник. Такой подход, опять-таки, нейтрализует самостоятельное студенческое движение и «минимизирует влияние революционеров на студенчество, которое является основным протестным и легко управляемым «ядром». Если эти пункты удастся реализовать, можно пригласить стороны за круглый стол, и от войны перейти к переговорам о том, как разблокировать ситуацию и сохранить лицо. Готова ли оппозиция пойти на такой обмен? Официальная оппозиция, скорей всего, да. Непарламентская оппозиция в лице Луценко-Порошенко будет вести торги, используя «аргументы улицы»: недаром же лидер Третьей республики настойчиво продолжает народную мобилизацию. Между официальной и неофициальной оппозицией сегодня идет негласная конкуренция за право войти в Кабмин.
Победят те, у кого доводы окажутся более убедительными и для власти и для протестующих. Проблема в том, что очень долго у революционеров не было карты действий. Настолько долго, что в Яценюке, Кличко и Тягнибоке разочаровались украинские евромайданы, захлебнулась анонсированная всеукраинская забастовка, а студенческое движение начало действовать «автономно» от политиков. К слову, и сами политики начали отстраиваться от майданов, чтобы избежать обвинений в провале революции-2013. Ее действительно, не смогли спасти ни консультанты Яценюка из США, ни друзья Кличко из Германии, ни приглашенные «специалисты по революциям» из Грузии. Украинским оппозиционерам не хватило запала довести «до конца» украинский путч: сказались и внутренние противоречия в лагере оппонентов власти, и отсутствие координации, и слабое финансирование акций протеста.
Поэтому партийная оппозиция потеряла контроль над Евромайданом, она не может использовать его как стимулятор для власти. А это значит, что революционерам придется пересмотреть свои требования в части отставки Кабмина, импичмента Президенту, возвращения к нормам Конституции 2004 года, существенно ограничивающим набор президентских полномочий. Во-первых, требование №1» отставка Януковича»- невыполнима в принципе. Еще ни одного украинского президента не удалось свергнуть с помощью законодательного инструмента — так хитро выписан соответствующий закон. Я уже не говорю о том, что при самых благоприятных раскладах, эта процедура занимает полтора года и для ее реализации в ВР необходимо 300 голосов. Добровольно в отставку Янукович не уйдет: это подтвердил и премьер Азаров. И если сегодня сосредоточить все силы и ресурсы (уже серьезно подорванные еврореволюцией) на выполнение утопического сценария, то для настоящей электоральной борьбы просто не останется возможностей у тех, то сегодня рассчитывает выиграть президентские выборы.
Во-вторых, схема досрочных парламентских выборов тоже провальная. Страна не готова к новым выборам ВР ни морально, ни финансово. Не хотят уходить и мажоритарщики, которых в ВР- половина. Да и варианты с квазиблокированием парламента, когда фракции оппозиции позволила спикеру Рыбаку открывать и закрывать заседания, чтобы не завести часы на 30-дневный отсчет времени, необходимого для законного роспуска Рады, больше похожи на подковерные договоренности, чем на проявления «суровой блокады». Досрочные парламентские выборы не нужны как минимум двум оппозиционным силам: и «Батькивщина» и «Свобода» потеряют рейтинги в ходе кампании, а партия Тягнибока и вообще рискует пролететь. Перевыборы выгодны только УДАРу, он наверняка нарастит свою популярность, но самому Кличко осилить этот план не по силам. Пока революционеры придерживаются тактики «блокирования» парламента, но это тактика, а не стратегия. Затягивание блокады ВР ударит по имиджу самих инициаторов: Рада «на стопе» не сможет принять бюджет, европейские законы и даже… проголосовать за конституционные изменения, ограничивающие президентскую властную монополию, на чем настаивает сейчас оппозиционная «тройка». Впрочем, так ли уж хочет? И дело не только в том, что «возвращение» к Конституции-2004 юридически неправомочно. Это невыгодно кандидатам в президенты от оппозиции: ведь каждый из них «примеряет» на себя нынешний объем полномочий, и не желает быть Виктором Ющенко образца 2006 года. Итак, что остается джокером? Курс в ЕС? Не угадали.
Судьба Тимошенко и требования ее освобождения? Увы, революционеры больше не вспоминают о судьбе экс-премьера. Требования евромайдана? Они могут быть реализованы и без угроз со стороны вождей революции. На кону- «захват» правительства, но не спонтанный, как уже было, а ползучий. Да, создать Переходной Кабмин народного доверия, как планировалось изначально, не получится. Но добиться замены некоторых фигур — вполне. Уже прозвучали фамилии Присяжнюка и Богатыревой, Грищенко и Прасолова. То есть, правительство Азарова готово к ротациям. Премьер-министр в разговоре с иностранными представителями прессы допустил, что некоторые кадровые перестановки будут. Но не из-за давления евромайдана, причиной замен в правительстве станет предметный анализ социально-экономической и правовой ситуации в стране. По итогам такого «мониторинга» и будут сделаны кадровые выводы — через несколько недель. А эти недели должны пойти на переговоры с оппозицией. Как всегда, революционный майданный запал выливается в банальные торги за кресла и портфели.
Ну а если «не будут брать?» Тогда — «отключим газ». Вернее, включим. Поддержка РФ позволяет власти гораздо увереннее и смелей реагировать и на претензии мирового сообщества и на требования оппозиции и евромайдана. Несговорчивость вождей, весьма вероятно, приведет к силовому варианту: зачистке майдана, насильному освобождению захваченных государственных зданий, репрессиям против общественных активистов, ректоров Вузов, предпринимателей, участвовавших а акциях протеста. «Сажать» будут пачками, лишать должностей и бизнеса – по той же схеме. Готовы ли в этом случае революционеры бороться за людей, которых вывели на улицы?
Силовой вариант, если он будет применен, станет репетицией президентских выборов 2015 года и покажет, на чьи штыки и на чьи умы станет опираться Виктор Федорович в своей «среде». Придется делать свой выбор и политикам из другого лагеря: они будут искать рецепты «противоядия». Ими могут стать либо внешнее давление и полная экономическая и политическая изоляция Украины и ее лидеров либо «майданная технология»: недаром же сегодня оппозиционеры активно пользуются советами «поставщиков революций» из Грузии и США. Переломным станет сегодняшний день — 8 декабря и Марш миллионов. Если повторится вариант «Болотной площади» — это означает, что Украина окончательно и бесповоротно ушла в сторону России. Если используется лайт-вариант, переговоры и общественный диалог, значит, европейские двери и европейские деньги по прежнему будут иметь свою силу для Украины и ее политиков.

Читайте также по теме