Переход депутатов из оппозиции в провластное большинство заставляет проводить аналогию с политической практикой времен Президента Януковича. Политики прямо заявляют о причастности нынешнего главы государства, не исключают смены формы правления и геополитического курса в интересах Порошенко.
Возвращение «тушек»
Президент Петр Порошенко встречался с внефракционными депутатами и убеждал формировать коалицию. Об этом сообщил народный депутат от БПП Сергей Лещенко. А в четверг, 31 марта, он констатировал переход ряда нардепов во фракцию «Блока Петра Порошенко» под руководством Юрия Луценко.
« В четверг утром хожу на фракцию — сидят депутаты Суслова, Кривенко и Кишкар, избранные по списку «Самопомочи»…За минуту до окончания (заседания-авт.) фракции Луценко ставит на голосование решение о включении Сусловой, Кишкаря и Кривенко во фракцию. Объявляет, что принято единогласно, но кто против такого решения, Луценко на голосование не поставил»,- рассказал нардеп. При этом съязвил: «Поздравляем первых «тушек» в БПП».
Переход депутатов в коалицию вызвал возмущение и других политиков. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявляет, что нынешняя власть «один к одному пытается захватить власть», как это делалось во времена Януковича. «Когда во фракцию заходят депутаты, избранные по спискам другой фракции, то это называется тушкованием», — подчеркнул он.
Напомним, по решению Конституционного суда, принятому в сентябре 2008 года, коалицию Верховной Рады могут формировать исключительно фракции. Однако, после прихода к власти Президента Виктора Януковича Конституционный суд принял решение, позволяющее формировать коалицию не только фракциями, но и отдельными депутатами (8 апреля 2010 г). Оно легитимизовало коалицию «Стабильность и реформы», сформированную депутатами Партии регионов, «Блока Литвина» и 16 другими. Та коалиция решила вопросы об отставке Юлии Тимошенко с поста премьер-министра и назначения на должность Николая Азарова. Оппозиционеры окрестили ее «Коалицией тушек».
Примечательно, что 1 октября 2010 года Конституционный суд отменил реформу 2004 года, которая предусматривала необходимость создания коалиции. Но вступление в силу Конституции 1996 года спровоцировало новую волну выхода депутатов из оппозиционных фракций.
Всего в Верховной Раде VIсозыва (действовала до декабря 2012 года) в провластное большинство совершили переход 54 депутата из НУНС И БЮТ. После избрания Верховной Рады VIIсозыва с декабря 2012 по январь 2014 года ВО «Батькивщина» покинули 13 перебежчиков. Летом 2013 года пятеро депутатов из «Батькивщины» на брифинге сообщили, что за выход из фракции каждому из них предлагалось от 3 до 6 млн долларов.
Нынешняя коалиция , по утверждению ряда парламентариев, формируется на основе фракций Блока Петра Порошенко и «Народного фронта». Ее первоочередная задача — формирование нового правительства во главе со ставленником БПП Владимиром Гройсманом.
«Гораздо более страшный враг, чем Янукович»
Нардеп Сергей Лещенко характеризует происходящее как «обратный кадр» (флэш-бэк), отсылающий к политическим реалиям 2010- 2013 гг. Он приводит в пример лишение депутатских полномочий Николая Томенко и Егора Фирсова за выход из фракции БПП, увольнение заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе после скандала с пропажей 2,2 млн. долларов, предоставленных США на реформу прокуратуры и т. д.
«События последних дней — как флеш-бэки времен Януковича. Молниеносное незаконное лишение мандатов Фирсова и Томенко, увольнение Сакварелидзе, протаскивание Гройсмана на пост премьера, обещание Столярчука допросить посла США, уголовное дело против «Центра противодействия коррупции», обвинение посла Евросоюза в коррупции от депутата президентской фракции Винника. За несколько суток мы проходим то, что раньше занимало месяцы. Все это происходит если не с санкции Президента, то при его молчании», — заявил он.
Виталий Шабунин, председатель правления «Центра противодействия коррупции» (организация проверяется ГПУ к причастности к пропаже средств выделенных США на реформу прокуратуры-авт.) заявляет, что Президент Порошенко гораздо лучше использует силовой блок для достижения своих целей, чем его предшественник Виктор Янукович.
«Порошенко, с точки зрения политики, в плохом смысле этого слова, гораздо более страшный враг, чем Янукович. Порошенко гораздо лучше чувствует международное поле, он лучше играет с медиа, лучше говорит. Но Прошенко на 100% использует силовой блок для достижения своих целей», -заявил Виталий Шабунин.
А политик Анатолий Гриценко считает, что Президент Порошенко способен на смену геополитического курса, ради защиты собственных интересов. Накануне визита Главы государства в США он заявил: «Обама с Байденом знают точно обо всех финансовых сделках Порошенко и Яценюка, с их "прокладками", реквизитами, счетами и фамилиями. Если захотят, то могут легко нажать и дожать. Вопрос только, в чьих интересах, наших или их? Потому интересы не всегда совпадают».
Политик задается вопросом: «Давление со стороны Америки не направит оскорбленного-испуганного Порошенко в объятия Путина, как это случилось с Януковичем в 2013-м?».
Сравнение не в пользу Порошенко?
Среди аналогий в стиле правления Петра Порошенко и Виктора Януковича выделяется ряд пунктов.Присутствие сына главы государства в числе народных депутатов (Алексей Порошенко- депутат от БПП, а Виктор Янукович младший был во фракции ПР) по мнению экспертов делает Петра Порошенко похожим на Виктора Януковича.
Бизнес Президента Порошенко принес ему в прошлом году в 7 раз больше, доходов, чем в позапрошлом. При этом Госстат сообщает, что доходы населения в стране в 2015-м упали на 21%, а в этом году сократятся еще на 10%. Президенту принадлежит телевизионный 5 канал. Во времена Януковича контроль над СМИ связывали с близким к «семье»олигархом Сергеем Курченко, Продавший Курченко свой медиа-холдинг Борис Ложкин теперь возглавляет Администрацию Президента Порошенко.
Отмечают концентрацию власти окружением Порошенко по аналогии с «Семьей» Януковича. На ключевые посты, дескать, попадают по принципу личной преданности. Приводят в пример Виктора Шокина на посту генпрокурора, с которым у Порошенко давние связи. Замглавы фракции БПП Игоря Кононенко – армейского друга Президента, неоднократно обвиненного в коррупции. Главу Укроборонпрома Романа Романова — бывшего дилера корпорации «Богдан» Петра Порошенко и руководителя его избирательного штаба в Херсонской области.
Как попытку концентрации власти, эксперты склонны оценивать и президентский проект изменений Конституции в части децентрализации. По нему, на смену главам местных госадминистраций должны прийти префекты от Президента.
Примечательно, что сам Президент Порошенко подчеркивает, что преодолению политического кризиса препятствует нынешняя Конституция. «Если бы сейчас у нас действовала Конституция 1996 года, я вас уверяю, что кризис был бы уже преодолен. Потому что Президент бы внес кандидатуру премьера, нес бы за него ответственность, парламент бы проголосовал, Президент указами бы назначил министров и вопрос был бы закрыт», — заявил он.
Напомним, по Конституции 1996 года (действовала при Президенте Януковиче) Президент фактически был главой исполнительной власти. Все министры были у него в подчинении. Кабмин слагал полномочия перед новоизбранным Президентом. Теперь — перед новоизбранным парламентом. Главой исполнительной власти нынче является премьер-министр. А министры подчиняются коалиционному большинству парламента и премьеру.
Но эксперт Андрей Головачев не исключает усиление власти главы государства.«Запрос на «твердую руку» уже сформировался», — заявляет он, констатируя, что в июле прошлого года, согласно опросам, лишь 50% украинцев изъявили желание жить в демократической Украине. А половина уже разочаровалась в выборной системе и считала авторитарный режим более подходящим для страны.
«Очевидно что сейчас, на фоне парламентского кризиса и паралича деятельности правительства ,а также криминального беспредела , доля демократических романтиков не превысит и 30%», — полагает эксперт.