Ситуация вокруг назначения нового главы «Нафтогаза» разрешилась: Коболев остался у руля компании, несмотря на скандал с премиями и заоблачной зарплатой. Эксперты объясняют итоги «кадровой» баталии давлением Запада и Банковой на Кабмин.
Кабинет Министров не стал прощаться с Андреем Коболевым, сохранив за ним должность руководителя «Нафтогаза», хотя ранее премьер-министр Владимир Гройсман четко давал понять, что контракт с топ-менеджером не будет продлеваться.
В Кабмине указывали на управленческую неэффективность, а также заоблачную зарплату и высокие премии руководителя (в СМИ подсчитали, что среднемесячный доход Коболева достигал 28,5 млн гривен).
Да и вообще правительство постоянно ругалось с холдингом по самым разным вопросам: от выплат компенсаций за поставку газа населению до системы субсидий. Дело даже дошло до судебных разбирательств.
На заседании 6 марта Гройсман пообещал, что после завершения договора с Коболевым, 23 марта, будет объявлен конкурс на вакантную должность.
Он подчеркивал, что новый контракт должен предполагать пошаговый план действий главы и зарплату, соответствующую рыночным реалиям.
В ответ Коболев назвал действия Кабмина противоправными, напомнив, что кадровые решения — это компетенция наблюдательного совета компании, а не чиновников.
Через некоторое время последовала реакция наблюдательного совета «Нафтогаза». Его члены учли пожелания Кабмина, согласившись, что зарплата Коболева должна быть сокращена вдвое по сравнению с предыдущим контрактом (1 млн гривен), а ежемесячные и квартальные премии упразднены. Вместе с тем сохраняется возможность выплаты премии за год. Для этого глава должен завершить создание независимого оператора ГТС (до 1 января 2020 года ), нарастить внутреннюю газодобычу за год (не менее 18,2 млрд куб. м газа), а также создать условия для продолжения транзита российского газа через Украину.
После, 20 марта, стало известно, что Кабмин дал добро на продление на год контракта с Коболевым. А 22 марта СМИ сообщили, что набсовет «Нафтогаза» подписал договор с Коболевым на условиях правительства, правда, с гарантией небольшой корректировки положений документа, касающихся добычи газа и процедуры анбандлинга (отделение ГТС от структуры «Нафтогаза»).
Политолог Руслан Бортник считает, что «Кабмин продлил контракт с Коболевым из-за давления Порошенко и западных партнеров»
«Это еще раз продемонстрировало, что наше правительство и премьер не суверенные. К сожалению, вопрос контракта с Коболевым решается не на Грушевского, а в зарубежных офисах»,- сказал Р. Бортник.
С его точкой зрения солидарен сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Как мы знаем, Кабмин изначально не планировал продлевать контракт с Коболевым. Также не состоялся обещанный конкурс на должность нового главы. Это показывает, что Кабмин не может справиться с «Нафтогазом», — заявил он.
По его словам, изначально Кабмин выдвинул условия, невыполнимые для Коболева, но если их скорректировали, то высока вероятность того, что он пробудет год на своей должности.
«По анбандлингу вопрос остается открытым. Вероятно, что Коболев будет пытаться провести разделение по своему сценарию, а Кабмин будет настаивать на своем. Но чем это завершится – пока что сложно сказать», — подытожил Д. Марунич.
Что касается транзита российского газа, который может прекратиться с 1 января 2020 года, то, со слов Марунича, «Нафтогаз» будет, скорее всего, шантажировать Кабмин, чтобы тот включил дополнительные средства в финансовый план. Они будут необходимы для закачки в ПХГ 20 млрд куб. м газа, чтобы обезопасить потребителей.
«Продление контракта с Коболевым – это продолжение пагубной политики в газовой сфере. Вместо того, чтобы вернуть премии, выданные руководству «Нафтогазу», Коболева и дальше оставляют рулить газовым сектором», — говорит политконсультант, руководитель аналитического центра «ИНПОЛИТ» Сергей Быков.
Эксперт добавил, что если в Украине сменится президент, то Коболев останется на своей должности, но изменится механизм контроля государства над «Нафтогазом».
«Будет проведена реформа газового сектора и ликвидируют монополию «Нафтогаза». Формально Коболев останется у руля компании, а вот сам «Нафтогаз» больше не будет иметь инструментов управления в отрасли», — прогнозирует С. Быков.
«Конечно, все покажут выборы. Если выиграет Петр Порошенко, то он останется на кресле. А если Юлия Тимошенко, то, совершенно очевидно, что он будет снят с должности. В случае победы Владимира Зеленского — сложно дать прогноз», — отмечает в свою очередь Марунич.