В ходе завершившегося накануне экстренного заседания Специальной комиссии Европейского Союза по делам беженцев представители десяти экономически развитых стран ЕС подписали документ, предусматривающий распределение оказавшихся в Европе арабских и африканских нелегалов по всей территории от Хельсинки до Ла-Валетты.
Предполагается, что уже в ближайшее время официальный статус «временно перемещенных лиц» в Евросоюзе получат более 500 тысяч человек. Официальный Брюссель, скрупулезно ищущий дополнительные средства на содержание «новых европейцев», обратился к жителям Объединенной Европы с призывом «проявить к беженцам толерантность» и «в случае необходимости предоставить им кров и пищу». Как утверждают скептики, подобная политика может вызвать в том же ЕС волну массовых протестов.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер был убедителен как никогда. Выступая с трибуны возглавляемой им структуры, он во всех красках описал беды и несчастья, свалившиеся на голову миллионов жителей Сирии, Ирака, Ливии, Йемена и других стран Ближнего Востока и Северной Африки. И едва ли не возвел в ранг героизма их попытки добраться до европейских берегов. «Они тысячами гибнут в Средиземном море, страдают от голода и болезней, а также подвергаются унижению, — констатировал он. – Задача всего цивилизованного сообщества – помочь этим людям, и мы непременно им поможем». Трудно сказать, был ли на тот момент у самого Юнкера четкий план помощи упомянутым беженцем, которых у границ ЕС скопилось – ни много, ни мало, — около миллиона человек. Но факт остается фактом: пламенная речь руководителя ЕК каким-то удивительным образом подействовала на делегатов даже тех стран, которые еще вчера категорически отказывались иметь дело с нелегалами. Первой своей принципиальное согласие принять у себя арабов и африканцев дала Вена. Федеральный канцлер Австрии Вернер Файман подчеркнул, что его страна готова приютить у себя «лиц, спасшихся от физического уничтожения». Правда с оговоркой: соискатель должен привести убедительные доводы того, что на Родине ему действительно грозила гибель. Инициативу поддержали Германия и Франция. Канцлер ФРГ Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд выразили принципиальное согласие на создание на своей территории специальных лагерей для беженцев. В том же духе высказались Испания и Италия, которые еще совсем недавно обвиняли Брюссель в бездействии в контексте пресловутых нелегалов.
Как только стало известно о подписании соответствующего документа, свои границы с Австрией открыла Венгрия. Уже в первые несколько часов на австрийскую территорию хлынули до 100 тысяч человек. При этом австрийские власти явно не учли масштабов явления: приграничные города в буквальном смысле этого слова оказались во власти хаоса. «Соискатели» атаковали магазины и дома местных жителей, уже не прося, а требуя еды, одежды и денег. Сообщается о фактах разбойных нападений и грабежей. Региональная полиция приведена в состояние повышенной готовности. Кстати, эти сведения не на шутку встревожили рядовых немцев, итальянцев, португальцев и шведов – жителей государств, которые являются конечным пунктом путешествия упомянутых нелегалов. «Активисты радикальных партий и движений Германии, Италии, Португалии, Швеции и ряда других стран довольно своеобразно готовятся встретить «гостей», — сказал в комментарии ГолосUA эксперт в сфере международного права Клаус Хофф (Бельгия). – Совершенно не исключено, что Европу охватят протестные акции, организуемые националистами».
И не только националистами. Свое нежелание видеть у себя нелегалов выразили, например, профсоюзные организации Франции. «Мы не желаем кормить и отдавать часть своей прибыли в виде налогов выходцам из «неблагополучных» стран, — отметил ГолосUA член Французской ассоциации фермеров Этьен Рево. – Французы будут бороться за свое право сохранять монолитность». Любопытно, что правительство Франции уже заявило о повышении налогов в связи с прибытием первой партии беженцев, и это известие вызвало в стране значительный рост цен. «За толерантность политиков платят рядовые граждане, — констатировал К. Хофф. – Только вот рассчитать коэффициент этой толерантности Европа пока не может».
Как бы там ни было, а, образно выражаясь, маховик притока нелегалов в ЕС официально запущен. Когда и при каких обстоятельствах он остановится, не знает никто.