Когда Госстат ошибается, или Как посчитать урожай в 2018 году?

На украинских полях ежегодно вызревают десятки миллионов тонн сельхозпродукции. Но некоторые аграрии работают полуофициально, и потому данные об их урожае не попадают в сводки официальной статистики. Так что прогнозировать цены на сельхозпродукцию только на основе данных Госстата и профильных министерств – это неверное решение. ГолосUA выяснял, что на самом деле происходит на украинских полях.

Погода испортила урожай

В конце сентября 2018 года украинские аграрии продолжают сбор урожая зерна. Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, по состоянию на 28 сентября  украинские аграрии с площади 11 млн га (74%)  намолотили 40,1 млн тонн зерна при урожайности 36,4 ц/га. В частности, собрано 34,3 млн тонн ранних зерновых и зернобобовых при урожайности 34,8 ц/га,а именно 5,3 млн тонн кукурузы при урожайности 57,3 ц/га, 104 тыс. тонн гречихи при урожайности 12,6 ц/га, 65 тыс. тонн проса при урожайности 15,7 ц/га.

Также продолжается сбор технических культур. Так, валовой сбор подсолнечника составляет 8,3 млн тонн при урожайности 21,6 ц/га, сои  — 1,7 млн тонн при урожайности 24,5 ц/га, рапса — 2,7 млн тонн при урожайности 26,1 ц/га.

Кроме того, собрано 2,5 млн тонн сахарной свеклы при урожайности 482 ц/га. Отмечается, что вместе с уборкой урожая в Украине проходит осенняя посевная кампания. Так, озимыми зерновыми засеяно 3,3 млн га (46%). В частности, озимым рапсом засеяно 955 тыс. га (108%).

Однако также стало известно, что в 2018 году из-за резкой смены погоды – от жары до проливных дождей – аграрии потеряли около 2,5 млн тонн урожая. Среди пропавших культур — пшеница, гречка, ячмень, лук, чеснок, сообщил ГолосUA заместитель руководителя Всеукраинской Аграрной Рады Денис Марчук.

Как пояснил ГолосUA представитель сельскохозяйственной компании Василий Доценко, из-за неблагоприятной погоды летом 2018 года на украинских полях урожайность пшеницы снизилась приблизительно на 50% — с гектара в некоторых областях собрали не 50-60 центнеров, а 20-30.

В. Доценко также говорит, что ежегодно с полей собирают около 60-62 млн тонн пшеницы, согласно официальной статистике.

В то же время, утверждает он, нельзя считать эту цифру статистически правильной.

«Официальным прогнозам доверять не стоит. Минэкономики и Госстат не видят реальных данных, реальных данных не знает никто. Есть плюс-минус относительные прогнозы по средней урожайности, если анализировать среднюю урожайность по регионам. Но для этого нужно говорить с предпринимателями, которые занимаются посевами. И даже USAID, американскому агентству, в вопросе прогнозов доверять, я считаю, не стоит. Они играются с цифрами, скажем так, для эффективной игры на биржах. Бывает, что прогнозы завышают, бывает, что занижают», — говорит эксперт.

Кому нужна неправильная статистика

Как считает гендиректор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, есть ряд компаний, которые не вносят в свою отчетность данные о реальном объеме собранного урожая.

«У нас есть такой вид поощрения, как зарплата в конвертах. Соответственно, она есть, в том числе, у агросектора. Я бы сказал, они везде оперируют наличкой – топливо за наличные, зарплата за наличные. Где они наличку могут брать? Если они задекларируют, что собрали тысячу тонн зерна, где они возьмут наличку? Нигде. Поэтому фактически все, что занижается, занижается с той целью, чтобы какую-то часть дохода занести в наличную часть, а что-то будет официально показано. Вот как раз это и есть одним из препятствий, почему мы никогда не узнаем, сколько агропродукции точно производится в нашей стране.

Разница бывает колоссальной. Даже сами отраслевые организации фиксируют 40% расхождений. И то, что оценивают международные структуры, рынок теневой в Украине четко соответствует такой же части в агросекторе – где-то порядка 40%. Поэтому, естественно, мы всегда можем говорить о том, что порядка 40% того, что производится, оно не будет показано. Соответственно, это уже не попадет в баланс производства и потребления», — говорит эксперт.

Как считает политолог Алексей Якубин, компании, реализующие агропродукцию, занижают суммы, на основе которых рассчитывается сумма налогов.

 «У нас из страны продолжают выводиться деньги и не платятся налоги. В частности, благодаря трансфертному ценообразованию, когда часть нашей аграрной продукции – например, зерно или другие типы номенклатур – продаются не конечному пользователю, а продаются стране-прокладке, которая уже продает конечному пользователю эту продукцию. И вот на разнице – а стране-посреднику цена занижается – на вот этой разнице идет недоплата в бюджет», — сказал эксперт.

А. Якубин уточнил: крупные непоступления денег в госбюджет от таких сделок базировались на том, что цену искусственно занижали. Некоторые предприятия таким образом на налогах сэкономили до 2,5 млрд долларов.

«Я знаю, (в 2017 году) по аграрному сектору недоплата в бюджет была на уровне 2,5 млрд долларов. Таким образом, компании могли уходить от оплаты и просто через трансфертное ценообразование, продавая, например, кукурузу или зерно, разницу они не платили в бюджет. То есть продавали по заниженной цене, и налоги в бюджет тоже перечисляли по заниженной цене», — подытожил эксперт.

Как предполагает А.Якубин, в Украине министерства, которые должны отслеживать данные по объемам урожая, этого не делают. «У нас в государстве не работает регуляторная культура – министерства у нас не отслеживают конечные цены или слабо отслеживают. Может быть, сознательно не отслеживают – сколько те или иные компании продают на внешних рынках», — говорит он.

Точные данные об урожае нужны для планирования

И даже если Мингрополитики Украины не ведет точный учет урожая у себя в стране, это с успехом делают в США.

Аналитик А. Дорошенко считает, что точные данные об украинском урожае каждый год собирают, в частности, американцы.

«Есть специальные спутники у многих стран. Прежде всего, это США, а есть европейские, которые крутятся и работают как раз по сбору данных, по сельскому хозяйству  и есть фотографии. Они рассчитаны так, чтобы дать очень четко фактическое нахождение сельхозкультур – чтобы можно было определить, какие это культуры. Но могу сказать, что Украина ставила такой эксперимент, наверное, лучше со спутника наши земли не смотреть, потому что очень много нелегального всего производится. Поэтому никто этого не делает… Но американцы, например, всегда точно знают, какой урожай будет в Украине, потому что у них есть спутник для наблюдения и группа специалистов в Министерстве сельского хозяйства США, которые расшифровывают данные по Украине. Поэтому они всегда знают, какой у нас будет урожай», — сообщил он .

А. Дорошенко уточнил: точные данные по урожаю внутри страны и за ее пределами помогают иностранцам прогнозировать цену агрокультур на год вперед. Это очень упрощает планирование зарубежным сельхозпроизводителям.

«Как работает мировая цена? Например, цена мировая цена на зерно будет расти в течение года на 3%. Как мы знаем, что она будет расти на 3%? Потому что за рубежом люди знают, какой будет урожай либо какой будет объем избыточного урожая. И, исходя из этого, они могут прогнозировать. И они данные предоставляют бесплатно своим производителям, чтобы те могли готовиться к тому, допустим, что в январе цена будет расти на 1%, в феврале на 1% упадет. Пожалуйста, планируйте свои продажи. Понятно, что если все вдруг начнут продавать, цена может пойти по другому графику. Но если люди знают на год вперед, какая будет цена, то они сами знают, когда купить, когда продать. У нас же этого нет», — говорит он.

Точная информация об урожае нужна также для того, чтобы оценивать риски, связанные с голодом в странах, где проживает много людей с низким доходом, говорит А. Якубин.

«Американское министерство политики и продовольствия активно отслеживает урожайность по всему миру. На основе спутниковых съемок это министерство может делать прогнозы, потому что со спутника видно, где земля обрабатывается и где собран урожай. Кроме того, по цвету даже видно, какие это культуры. Такой подход используется не один год. И это связано с международными рынками зерновых. Просчитываются эти данные не до минимальных чисел, а до миллионов тонн. И есть еще всемирная организация продовольствия, ФАО, их штаб-квартира находится в Риме. Они также пытаются обрабатывать данные урожая, в том числе с космической съемки, и это один из способов оценки урожая и оценки безопасности в мире. Эта же структура выясняет, достаточно ли продовольствия в мире, достаточно ли мы выращиваем. Так что благодаря спутниковой съемке за рубежом не так легко вывезти из страны неучтенное зерно», — рассказал он.

Аналитик А. Дорошенко считает, что для спутниковой фиксации урожая в Украине нужно тратить несколько миллионов долларов США в год. «Чтобы мы покрыли целиком страну, это нужно миллионы долларов на год. Это не карты, это фактически данные после спутниковой съемки, которые потом еще нужно будет расшифровывать», — говорит он.

Таким образом, украинские министерства, отмежевываясь от функции контроля над урожайностью, скорее, мешают украинским аграриям планировать свои продажи и тем самым вынуждают их повышать цены на продаваемую продукцию внутри страны: ведь то, что они не заработают на экспорте, потому что не просят адекватную мировому рынку цену, они, скорее всего, постараются компенсировать на внутреннем рынке.

 

Читайте также по теме