После майских каникул, собравшись на первое заседание Парламента, народные депутаты в редко встречающемся единодушном порыве приняли законопроект №2837 от 17.04.2013 под скромным названием «Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации государственной антикоррупционной политики».
Этим законодательным актом предусматривается, что с 1 января 2014 года в Украине вводится всеобщее декларирование доходов и расходов всех чиновников, а также их родственников (родителей, супругов, детей, бабушек, дедушек, внуков и т.д.). Сумма разовой покупки, которую необходимо внести в декларацию составляет 80 тыс грн, а данные деклараций должны будут в течение года быть доступными на сайтах тех госструктур, в которых работают чиновники. Кроме данных о доходах и расходах в декларации будут указаны и данные о месте проживания чиновника – фактическом и регистрационном, и о том, в каких именно финучрждениях и сколько денег находится на счетах чиновника и членов его семьи.
Этот исключительный в своем роде закон вызвал явное неудовольствие в чиновничьей среде. И, чтобы похоронить здравую и рациональную мысль, заложенную в нем, Миндоходов собирается в течение трех месяцев подать свой собственный законопроект о всеобщем декларировании доходов гражданами Украины. Очевидно, чтобы «никто не чувствовал себя ущемленным».
Мотивируется желание озадачить всех декларированием доходов некой европейской и даже мировой практикой. Но вот незадача – нигде в мире не практики декларирования доходов в том случае, если декларант не является налоговым агентом. А в Украине – ни один гражданин, кроме предпринимателей физлиц таковым не является. То есть о своих доходах, большинство украинцев банально не осведомлены. Нет, они могут выяснить по месту работы, какие начисления идут на фонд оплаты труда, но… возникает множество вопросов относительно того, как считать доход в этом случае и что, как и где декларировать. Кроме того, всеобщее декларирование должно иметь и смысл для самих граждан. В частности, в США, где подобная норма есть, декларанты имеют массу прав на получение различного рода финансовых услуг, связанных как раз со всеобщем декларированием. Начиная об обязательной и безвозмездной помощи налоговых органов в заполенении декларации и заканчивая налоговыми кредитами и социальными льготами, определяющимися относительно сумм, указанных в декларациях.
Пока что, ничего подобного, судя по доступной публичной информации о намерениях украинского правительства – нет. К тому же, возникает еще масса технических вопросов и финансово-организационных. Например такой: во сколько обойдется госбюджету обработка более 30 млн налоговых деклараций?
Но и это еще не все. Эксперт банковского рынка, Игорь Шевченко, справедливо задается такими вопросами:
-
кто подпадает под действие общеобязательного декларирования доходов?;
-
отчитываться станем за календарный или финансовый год и какой период предусмотреть для конечной даты предоставления декларации?;
-
в какой форме отчитываться: электронной, бумажной, комбинированной?
-
что делать тем, кто фактически работает не по месту регистрации (а таких более 30% в стране), ехать в налоговую по месту регистрации и «тихо вешаться» в очередях?;
-
что делать тем, кто работает по одному месту работы и чей работодатель ежемесячно и так отчитывается и перед налоговой и перед пенсионным фондом и много перед кем ещё? Дублирование информации, зачем?
Кстати, а на сколько увеличится штат принимающих, контролирующих и проверяющих органов? Кто будет «контролировать контролеров»? Какие расходы ожидают граждан в процесс подачи деклараций?
И, наконец, главное: какой экономический эффект ожидается от всеобщего декларирования доходов, что дополнительно получит бюджет? Ведь без ответа на этот вопрос – все остальное просто бессмысленно с государственной точки зрения. Если нет увеличения доходов, кто любая отчетная операция не имеет ни малейшего смысла.
Но ответов на эти вопросы нет. Да и сами данные вопросы чиновниками не задаются. Похоже, что данный законопроект будет в точности повторять 100% всех экономических законопроектов Кабмина (кроме госбюджета, разве что) – ни малейшего экономического обоснования он не будет иметь.