Когда Родина и присяга — не пустой звук

23 февраля — праздник особенный.  Он ассоциируется не только  с воинской мощью и  армейской доблестью, это еще и символ защиты, символ мужественности и чести.  Примечательно, что в Украине он существует на полулегальном положении: в календаре есть официальная дата — 6 декабря — для  того, чтобы  отмечать заслуги военно-вооруженных  сил. Более того, еще несколько лет назад 23 февраля пытались отменить, как «совковый атавизм», стереть из памяти поколений. Когда не удалась операция по «выносу мозга» целых поколений, праздник сохранили: только  как «мужской день», аналог 8 го Марта

Вообще, какого бы цвета ни была украинская власть — оранжевая, бело-сердечная или бело-голубая, ее объединяет одно: стремление искоренить понятия  патриотизма, отваги, преданности родине не только в армейской среде, но прежде всего у нас, «мирного населения». Очевидно, предполагается, что будущим  членам  европейской семьи такие моральные «нагрузки» ни к чему. Потому что «тактика боя» в мире изменилась: место «третьей мировой» заняли локальные и мятежные вооруженные конфликты во всех точках земного шара  (Иран, Ливия, Сирия и пр.), о них нужно и должно говорить, как о способе достижения национальных интересов — безопасном для его инициаторов. Уже видно невооруженным глазом, что проблема энергоресурсов, земельных запасов странами Запада решается с помощью «цветных» революций и мятежных конфликтов, с последующим применением военной силы. Под этот способ войны подстраиваются и современные армии США, НАТО, ряда европейских стран.

А что же Украина? К сожалению, наша армия, разрушенная коррупцией,  «ориентирована» властью на две роли: либо помогать европейским «партнерам» в их военных операциях, либо использовать современную военную мощь для защиты власть имущих от  «внутренних» революций. Согласно последним социологическим данным более 25% украинцев готовы участвовать в акциях протеста, еще 20% опрошенных не остановятся перед применения силы для защиты своих интересов.  Вот тут-то и нужны  армейские штыки… Поэтому и нынешний Президент и  предыдущие главкомы Украины стараются  нивелировать 23 февраля, снизить его значимость. Наряду с пафосными заявлениями о повышении роли военных сил, «уничтожаются» комитеты по делам ветеранов, армейское жилье распродается «налево», нелегальная торговля оружием приносит баснословные доходы вовсе не кадровым офицерам.

Почему так происходит? Дело в том, что распад Советского Союза,  украинский «способ» быстрого формирования класса «собственников», класса «капиталистов» дал и соответствующий результат. Часть общества участвовала в переделе, часть — в беспределе, остальные пытались выжить в современных капиталистических джунглях. Среди этих выживающих оказалась и армия. Полулегальный и нелегальный дележ собственности не мог не затронуть и правоохранительную систему, сотрудникам которой пришлось регулировать процесс дележа в условиях отсутствия нормальных и понятных законов, и вооруженные силы, которым приходилось не защищать, а защищаться.

В итоге, самое опасное случилось даже не в экономике, а в общественной психологии. Безнаказанность, коррупция, смещение моральных ориентиров  не только прониклись и укоренились в   сознании новых чиновников, хозяйственников и силовиков, но и привели к девальвации таких понятий, как честь, мужество, патриотизм, отвага в сознании целого поколения.

Вспомните, какой еще недавно значимой и престижной была профессия военного:  и для женщин, которые искали и находили твердое мужское плечо, и для общества, которое « могло спать спокойно», зная  о высокой боеготовности и профессионализме армии. Прошло всего два десятилетия и ситуация кардинально изменилась: сегодня интересы ( в том числе, и геополитические) Украины как государства, интересы большинства людей не «вписываются» в планы  державных  мужей и бизнес-элиты. Армия, обороноспособность, военная доктрина — эти понятия  используются  в качестве патриотических декораций. В становлении военно-патриотического воспитания, в формировании «касты» ( в хорошем смысле этого слова) защитников родины, не заинтересованы, прежде всего те, кто этой родиной «командует». 

Поэтому в Украине засилье американских военных боевиков, а в России —  сериалы «Солдаты и « Кадеты»,  фильмы  «Застава» или « 9 рота». Да, это государственный заказ, это  открыто проводимая  политика патриотизма, да, на это расходуются  немалые бюджетные средства.  Украина же не сняла ни единого  военного сериала, ну хотя бы об учащихся лицея Богуна или о миротворцах, которые с честью  выполняют свой долг в Либерии.

И чем тогда  нынешние правители отличаются от оранжевых гетьманов? /> Одним: Ющенко хотел видеть украинскую армию в НАТО, а Янукович —  личным «караулом». Власти армия по-прежнему интересна лишь с точки зрения «носителя» земельных и оружейных резервов: вспомните, об армии говорят сейчас в основном в контексте передела земельной собственности, принадлежащей МО, или  в свете тендеров на закупу питания и амуниции для армии, где ключевыми «командами» являются «откат» и «навар». И назначение новым министром обороны Д. Саламатина лишь подтверждает: власть сегодня военные интересуют, как «нападающие», а не как защитники. Впрочем, такой подход начал формироваться вовсе не с приходом в кресло главы МО «драчливого министра»,  а наверное, с того наступления, которое осенью-2011 власть  повела против ветеранов и афганцев.

Почему власть взялась за афганцев? Почему именно эту категорию населения понадобилось лишать льгот и пенсионных надбавок? Неужели именно люди прошедшие войну, выполнившие свой интернациональный долг, пожертвовавшие своим здоровьем больше всех «объедают» бюджет? Не в этом дело. Они опасны для власти: потому, что те кто служили в горячих точках, прошли Афганистан, Армению, Карабах –это последнее поколение,  которое не понаслышке знает что такое честь и воинский долг, что такое Родина и присяга, для которого понятия патриотизм, защита, .- не пустой звук, а смысл жизни.

Афганцы — это последний мостик между поколением защитников СССР и поколением молодых украинцев, тех, которые родились  уже в независимой Украине. Афганцы добились  установления памятников своим погибшим товарищам почти в каждом городе или  поселке, они  «подняли» на государственный уровень 15 февраля — день вывода войск из Афганистана, они стали инициаторами возрождения поисковых отрядов, школ патриотического воспитания, военно-патриотических клубов для молодежи. Фактически, они  сделали заявку на то, чтобы защищать свою страну — от разложения, моральной деградации, коррупции, на то, чтобы возродить идеалы патриотизма, верности присяге, служения родине, а не прислуживания олигархам, сиюминутным партийным вождям.

Армия вне политики, но не вне жизни. Она — часть нашего общества,  «зеркало», отражающее реальное состояние дел в государстве, все его проблемы и успехи.  Это не просто «люди с ружьем»,  это лучшая, пассионарная часть и советского, и современного украинского общества. Как показали недавние выступления афганцев  под стенами парламента и правительства, их потенциал никуда не делся, они готовы защищать справедливость и других, более слабых, людей.

И это, может быть лучшая новость для страны, которая ищет своих героев.

Читайте также по теме