Черкассы — единственный областной центр в Украине, где решились на беспрецедентный шаг. Здесь ограничили льготный проезд в троллейбусах. Отныне пенсионеры могут ездить по городу только в специальных троллейбусах, да и тех приходится ждать на остановке полтора-два часа. Такое решение исполкома Черкасского городского совета вызвало волну возмущения и протестов у горожан.
Драк не было, но кровь пролилась
Как только судьбоносное решение вступило в действие, так местная организация Коммунистической партии Украины провела митинг-протест под стенами горисполкома. По словам депутата Черкасского городского совета Валентина Орла (фракция коммунистов), на площади собралось около двух тысяч человек. Когда к ним вышел мэр Черкасс Сергей Одарич, то его никто не захотел слушать. Главу города оплевали и затолкали в здание. Пенсионеров не интересовало, что в действительности вся проблема в том, что правительство просто не компенсировало льготные перевозки.
А мэр зато признался журналистам, что угрызения совести его особо не мучают и ситуацией, сложившейся в городе, он не очень обеспокоен. Мол, людей просто «накрутили». «Драк, слава Богу, не было. А то, что пытались поплеваться, потолкаться, поблокировать дверь — да, к сожалению, это имело место. Я воспринимаю это абсолютно спокойно, потому что не чувствую своей вины в том, что государство задекларировало льготы, пообещало их людям и не выполнило своих обещаний», — сказал С. Одарич.
Между тем, пенсионеры успокаиваться не собирались. Во время проведения сессии городского совета, пожилые люди собрались у здания Дома Советов, требуя не ограничивать льготные перевозки. И тут произошло довольно характерное событие, которое свидетельствует о том, что мэр города таки не совсем уютно себя чувствует. Во-первых, у всех журналистов на входе в сессионный зал почему-то решили проверить редакционные удостоверения. Как минимум лет пять такой практики не наблюдалось, поскольку мэр всегда позиционировал себя как очень открытый и лояльный к СМИ чиновник. А тут вдруг — покажите удостоверение.
На вопрос корреспондента «ГолосUA», чем объясняется такая чрезмерная бдительность, один из работников горисполкома объяснил, что на сессии сегодня будет большое количество приглашенных, поэтому всем может не хватить мест. Ответ довольно странный, потому что мы убедились в том, что свободных мест достаточно, а на нашей памяти были сессии, когда приглашенных приходило значительно больше.
Однако инцидент, который случился позже, заставил забыть о мелочности ситуации с удостоверениями. Когда пенсионеры попытались зайти в сессионный зал, их начала оттеснять «тяжелая артиллерия» — где-то взялись сотрудники милиции и неизвестные молодчики в черных шапках. Одной бабушке особенно досталось — так называемый охранник толкнул ее, старушка упала с лестницы, ударилась головой об асфальт и получила ушиб головы, подозрение на сотрясение мозга и гипертонический криз. От Дома Советов потерпевшую, чья кровь осталась на асфальте, забрала «скорая». Мэр Черкасс комментировать ситуацию отказался. Сказал, что ничего не знает о охранниках.
6 троллейбусов для льготников — это катастрофически мало!
Депутаты городского совета реагируют на ситуацию по-разному. Так, директор коммунального предприятия «Дирекция парков» Александр Радуцкий предлагает обратиться к Президенту, Верховной Раде и правительству с просьбой вмешаться в ситуацию. «Потребность «Черкассыэлектротранса» в год на перевозку льготных категорий граждан составляет 40 миллионов гривен, а государство компенсирует лишь четвертую часть. Такая непродуманная социальная политика государства ставит людей в трудное финансовое положение и приводит к общественному возмущению. Самый главный вопрос об увеличении объемов субвенции на обеспечение этих льгот правительством игнорируется. Органы местного самоуправления получают лишь отписки о том, что в будущем ситуация изменится, поскольку будет осуществлено монетизацию льгот», — подчеркнул депутат.
По его словам, уже более пяти лет вопрос введения адресной денежной помощи вместо льготного проезда в общественном транспорте находится только в стадии рассмотрения. /> «Поэтому я, как депутат Черкасского городского совета, предлагаю обратиться к Президенту, председателю Верховной Рады и премьер-министру с просьбой дополнительно выделить субвенцию в сумме 6 миллионов гривен на погашение задолженности по заработной плате работникам коммунального предприятия «Черкассыэлектротранс», а также путем принятия соответствующих законодательных актов ускорить внедрение монетизации льгот. В процессе чего льготы необходимо классифицировать в единый кадастр и определить категории граждан, которые действительно в них нуждаются. Это позволит существенно сэкономить бюджетные средства и упорядочить предоставление льгот», — отметил А. Радуцкий. Его предложение в ходе сессии городского совета поддержали другие депутаты, поэтому обращение вскоре будет отправлено руководству государства.
Возмущается решением исполкома об ограничении льготных перевозок депутат-коммунист Валентин Орел. Говорит, что шесть троллейбусов для льготников — это катастрофически мало. Кроме того, люди жалуются, что надписи на транспорте нечеткие, сделанные маленькими буквами, так что непонятно, в какой троллейбус садиться.
«Мы проводили митинг и собрали требования людей. Самое главное, о чем все говорили — восстановление в полном объеме работы троллейбусного парка и отмена решения горисполкома. Также все требовали выплатить задолженность по зарплате работникам троллейбусного парка и в полном объеме финансировать проезд в троллейбусах льготных категорий пассажиров. Кстати, мы уже обратились к Президенту, в Верховную Раду и Кабмин с этими требованиями», — сказал В. Орел. Как видим, писем к высшим государственным должностным лицам из Черкасс придет немало, вот только будет ли от этого польза …
Почему в других городах льготников никто не трогает?
Между тем, не во всех городах Украины вопрос льготного проезда является притчей во языцех. Так, депутат Черкасского областного совета Любовь Майборода отмечает, что субвенция на льготный проезд рассчитывается по формулам, которые одинаковы для всей Украины. И ни в одном областном центре не прекращено льготную перевозку граждан.
«Я общалась со своими коллегами в Сумах, Виннице, Тернополе и Луцке. Это города, которые имеют примерно такое же количество населения как Черкассы. И могу сказать, что нашему городу начисленная субвенция 1 млн 340 тысяч грн на льготные перевозки пассажиров. Городу Сумы, который имеет население 280 тысяч, начисленная субвенция в сумме 1 млн 380 тысяч. На сегодняшний день в Сумы и Черкассы поступило 10 млн этой субвенции. Не было никаких задержек, это как раз та субвенция, которая регулярно поступает на территорию всего государства. Почему в городе Сумы проезд в троллейбусах — 1 грн, а у нас — 1,25 грн? Почему у нас принято такое безапелляционное решение, которое просто унижает бедных людей?», — эмоционально вопрошает Л. Майборода.
По ее словам, 1 млн 700 тысяч гривен из тех средств, которые выделены на перевозку, Черкасским городским советом направленны на автотранспорт — получается некое дотирования частных автоперевозчиков вместо троллейбусников. Также Л. Майборода упрекнула мэра, что городские бюджеты всех областных центров поддерживают свой коммунальный электротранспорт и делают это ежегодно. В частности, в этом году Сумы из своего бюджета в уставный фонд электротранспорта внес 6 млн 100 тысяч гривен. В то время как Черкасский городской совет внес 2 млн 430 тысяч. Кроме того, городской совет Сум выделил 3,5 млн грн на закупку троллейбусов в этом году. В Черкассах же никто не выделял на эти цели ни копейки. Ни одного троллейбуса не было куплено. «Это позор — стариков выбрасывать из троллейбусов. Поэтому нужно отменить решение горисполкома и не позориться перед всей Украиной, сделать расчеты и погасить задолженность перед троллейбусниками», — отмечает Л, Майборода.
Комментируя ее заявления, мэр Черкасс отверг все аргументы. Мол, в Сумах дотируют электротранспорт за счет ремонта лифтов, поэтому там сегодня 36% лифтов не работают. В Виннице похожая ситуация. Там лифт будет работать только при условии, что жители профинансируют половину стоимости капитального ремонта. То есть, за счет ЖКХ идет дотирование транспорта. «Конечно, можем рассмотреть этот вопрос и 4,5 млн грн направить не на капитальный ремонт лифтов, а на троллейбусы. Можем также перестать выделять средства на ремонт крыш и освещения улиц, дотируя электротранспорт», — сказал С. Одарич.
Фирташ поможет
Начальник управления уличной инфраструктуры и транспорта Черкасского горисполкома Виталий Дядченко признается, что город вынужден был ограничить движение льготных троллейбусов. И приводит неутешительную статистику: подвижной состав предприятия — 97 транспортных единиц (однако на линию сейчас выходят лишь 45 троллейбусов), из которых до 10 лет эксплуатируются 5 единиц, до 20 лет — 54 единицы, более 20 лет — 38 единиц. Всего на предприятии недавно работало 414 работающих, однако уже уволилось более полусотни. Еще бы — зарплату здесь задерживают по три месяца. Сейчас задолженность составляет 3 млн 117 тысяч грн. Почти каждый год из-за этого проходят забастовки. И каждый год предприятие обращается к высшим государственным должностным лицам с просьбой увеличить сумму субвенции на перевозку льготных категорий пассажиров. Ответ получает сразу — «предприятие должно организовать работу в пределах и по мере предоставленных средств». Конструктивно, не так ли?
Сложившуюся ситуацию прокомментировала председатель профкома КП «Черкассыэлектротранс» Лидия Бут. «Социальная напряженность в коллективе растет. С июня мы работаем в форс-мажорных обстоятельствах. За июнь — сентябрь уволились 62 работника. И это не только кондукторы и водители, но и слесари и другие специалисты, которые в таком напряженном графике работать не могут. А недавно малообеспеченные слои населения просто лишили возможности ездить дешевым видом транспорта, и все вынуждены платить в маршрутках», — жалуется Л. Бут.
В. Дядченко в свою очередь утверждает, что основной целью «льготных новаций» было приостановление дальнейшего роста задолженности по зарплате на предприятии. «Осуществляем перевозку льготников в специальных маршрутах. Со стороны предприятия и горисполкома проведены работы по информированию пассажиров. Эти меры носят временный характер и не устраняют задолженность по заработной плате на предприятии, а лишь останавливают ее рост. Поэтому нужно решить вопрос покрытия существующей задолженности до конца этого года. Есть предложение — обратиться в Кабмин с просьбой предоставить дополнительные средства в 2011 году на возмещение расходов на льготные перевозки отдельных категорий граждан в сумме 5 млн 184 тысячи гривен. А также рассмотреть вопрос о списании задолженности Пенсионному фонду в сумме 12 млн 100 тысяч грн», — сказал чиновник.
Последствия «информирования граждан» Черкассы уже видели — тысячи недовольных пенсионеров, похоже не очень поддаются информатизации. Однако мэр города остается неумолимым. Он даже нашел интересную отговорку. Говорит, что в следующем году город закупит 20-30 троллейбусов, и таким образом будет ограничено движение маршруток и улучшится работа по перевозке пассажиров электротранспортом. «У меня достигнута договоренность с владельцами «Азота» (заводом сейчас владеет бизнесмен Дмитрий Фирташ – «ГолосUA») по выкупу земельного участка. Ее ориентировочная стоимость — 100 миллионов гривен. И я буду предлагать часть этих средств направить на закупку новых троллейбусов. Есть договоренность с двумя производителями о покупке в лизинг, чтобы мы могли сразу 20-30 единиц поставить, чтобы к середине следующего года существенно обновить наш троллейбусный парк. Мы ведем сейчас переговоры с «Богданом» и с Львовским автобусным заводом. То есть, уже в следующем году мы сможем увеличить количество качественных троллейбусов на линиях и уменьшить количество маршруток», — оптимистично утверждает мэр Черкасс.
Между тем, работникам парка обещают выплатить заработную плату уже до конца этого года. А пенсионерам советуют потерпеть и не обижаться из-за ожидания на остановках. Мол, «30-40 минут ожидания троллейбуса обеспечивают зарплату 400 семьям» …