13 марта Верховная Рада проголосовала за создание Национальной гвардии Украины. Теперь новосозданная армия (численность Нацгвардии составит 60 тысяч человек), должна стать гарантом порядка и нерушимости границ. Правда, у многих политиков и экспертов это вызывает обоснованные сомнения…
Новое – хорошо забытое старое
Многие украинцы еще помнят Национальную гвардию Украины, расформированную в 2000 году. Тогда это были наиболее боеспособные подразделения украинских Вооруженных сил, настоящая армейская элита, и служить в частях Нацгвардии было почетно. Именно участие гвардейцев помогло Киеву отрезвить крымских политиков, пытавшихся отделить Крым от Украины в 1994 году. Что же представляла из себя тогдашняя Национальная гвардия? НГУ была создана 4 ноября 1991 года. Она подчинялась Верховной Раде. При этом непосредственное руководство осуществлялось командующим, который назначался парламентом. Кандидатура командующего НГУ, впрочем, как и руководство всего силового блока, вносилась Президентом. Основными задачами тогдашней Нацгвардии были:
* защита конституционного строя Украины. Целостность ее территории от попыток изменить их насильственным путем;
* участие в поддержке режима чрезвычайной ситуации как это предусмотрено законами Украины;
* участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
* формирование в особый период частей для охраны и обороны наиболее важных государственных объектов;
* помощь Пограничным войскам в задержании нарушителей государственной границы Украины силами частей, расположенных в пограничных районах;
* участие в боевых действиях по отражению внешнего нападения и защита безопасности Украины.
Впрочем, уже спустя 4 года после формирования Нацгвардии у власть предержащих появилось желание использовать ее в своих интересах. В 1995 году тогдашний президент Леонид Кучма решил переподчинить Нацгвардию лично себе, нарушив при этом закон, на основе которого она была создана. Таким образом, появилась реальная угроза использования армии для установления диктатуры. Впрочем, это не понадобилось. Контролировать власть с помощью расстановки нужных людей и заигрывания с олигархами оказалось гораздо эффективнее, чем штыками. И в 2000 году решением Верховной Рады Национальная гвардия была ликвидирована, а ее подразделения переподчинены МВД.
Необходимость в воссоздании Нацгвардии снова возникла в марте 2014 года, когда стало ясно, что украинская армия не способна противостоять не то что российской, а, в принципе, любой агрессии. Депутаты решили, что создание этого подразделения поможет очень быстро существенно нарастить боеготовность Вооруженных сил. Правда, нынешняя Нацгвардия уже не будет отдельным структурным подразделением ВСУ, а будет организационно входить в состав МВД (именно на базе Внутренних войск МВД и будет происходить создание НГУ). Перечень ее основных функциональных обязанностей фактически не изменился. Единственное новшество, которое планируется – это включение в состав НГУ 20 тысяч добровольцев, в том числе и членов Самообороны Майдана.
Национальная гвардия или гвардия националистов?
И именно этот момент вызывает больше всего вопросов. Ну, во-первых, это сразу может поставить крест на попытках создать наиболее боеспособное подразделение украинской армии. Совершенно не понятно, как смогут поднять боеготовность бывшие студенты, рабочие и селяне, многие из которых либо не служили вообще, либо очень давно. Во-вторых, вряд ли увеличит боеспособность и совместная служба людей, еще не так давно стоявших по разные стороны баррикад. Например, бывший командующий Нацгвардией Украины, экс-министр обороны, а ныне народный депутат от фракции партии регионов Александр Кузьмук уверен, что комплектовать новые подразделения нужно совсем по-другому.
«Для создания национальной гвардии необходимо добровольно призвать лучших офицеров вооруженных сил запаса в возрасте до 45 лет. А из внутренних войск изъять лучшие боевые подразделения», — заявил он.
С тем, что новая структура никак не отразится на обороноспособности, согласен с ним и народный депутат от фракции «Батькивщина», генерал лейтенант милиции Геннадий Москаль.
«Национальная гвардия — это новая вывеска внутренних войск. Больше никаких существенных отличий я не вижу», — сказал Москаль в комментарии Корреспондент.net. Кроме того, у него также вызывает много вопросов и намерение включить в состав НГУ парамилитарные структуры Майдана. Депутат не понимает, зачем для этого нужно было специально создавать Национальную гвардию.
«Говорят, что в Национальной гвардии будут служить члены так называемой самообороны. Так сегодня во Внутренних войсках есть масса вакансий! Посмотрите закон. Это та же испорченная конфета, но в другой обертке», – напомнил Москаль.
Намного жестче отнесся к формированию Национальной гвардии Украины лидер коммунистов Петр Симоненко. По его мнению, основной целью создания НГУ является легализация праворадикальных националистических группировок.
«Через ликвидацию Внутренних войск и замену их Национальной гвардией, по сути, происходит процесс легализации незаконных вооруженных формирований, в том числе и из числа Самообороны и Правого сектора, которые непосредственно причастны к поджогам, мародерству, грабежам, захвату административных и жилых зданий, оружейных складов, к преследованию, моральному и физическому насилию над мирными гражданами, не поддержавшими националистический шабаш», — считает он.
По мнению главного коммуниста, новая власть, вместо качественного реформирования всей правоохранительной системы занялась строительством полицейского государства.
«На самом деле, речь идет о банальной реакции власти на грядущий социальный взрыв, который будет неизбежен в результате проводимой ею антинародной политикой. О желании новой-старой власти насадить стране диктатуру страха. Вместо демонстративно сносимых металлических оград вокруг Верховной Рады и Администрации Президента, власть устраивает «охоту на ведьм» и отгораживается от народа «редутами» неонацистских боевиков из которых она и собирается формировать Национальную гвардию», — подчеркнул лидер украинских коммунистов.
«Если кто забыл, то в истории современной Украины уже однажды создавалась Национальная гвардия. В 2000 году Верховная Рада ликвидировала ее, поскольку такое военизированное формирование и с такими полномочиями, находясь в прямом подчинении президента, могло послужить опорой для установления диктатуры одного человека. Сегодня Нацгвардия возвращается, но уже как опора для диктатуры неонацизма и национал экстремизма», — уверен Петр Симоненко.