Андреевский спуск продолжает трясти в перестроечной лихорадке. Из-за реконструкции дороги парализовало работу культурных учреждений. Вот уже полгода не могут нормально функционировать галереи, музеи, театр. Все разрыто, туристы сюда не приходят, поэтому даже торговцы сувенирами ушли в более хлебные места. А ведь здесь работало более тысячи киевлян…
«Колесо" докатилось до разрухи
Больше всего пострадал театр «Колесо» — под его стенами вырыта огромная траншея, которую не в состоянии преодолеть поклонники Мельпомены, а актеры не могут репетировать из-за постоянного гула техники.
Зрителей стало намного меньше, ведь пробираться на Андреевский спуск жутко неудобно. На днях к нам на спектакль так и не дошли 10 человек, — рассказала художественный руководитель этого театра Ирина Клищевская. — Все эти люди заранее купили билеты, строили какие-то планы. Зрители звонят и спрашивают: «Что это там у вас творится?» А те, кто все-таки к нам добирается, приходят в пыли и грязи. Зимой Андреевский стал для иностранцев печальной экзотикой. Представьте: улица разрыта, засыпана снегом и покрыта льдом. Гостей города удивляли ямы по пять метров глубиной и огромные насыпи грунта. Они, конечно, были в шоке от этой картины. Но никто в это время не работал, просто ждали хорошей погоды, — жалуется Клищевская.
Еще в сентябре прошлого года театр «Колесо» получил письмо, подписанное начальником главка капитального строительства КГГА Сергеем Даниловичем. В нем всем заведениям культуры, расположенным на Андреевском спуске, рекомендовалось прекратить свою деятельность на период реконструкции. Документ прислали по факсу, но оригинал его к администрации театра так и не дошел: видимо потому, что коллектив стал бить тревогу. Ведь в городе нет альтернативных сценических площадок.
— Даже если бы для театра нашли какой-нибудь Дом культуры, перевезти декорации при всем своем желании не смогли бы: к зданию театра даже вездеход вряд ли подберется, а пожитки труппы не так уж скромны — нужно переправить декорации минимум к 30-ти спектаклям, заявленным в репертуаре. Мы продолжаем давать представления, несмотря на все неудобства.
Музей Булгакова чуть не развалился от демонтажа соседних зданий
Та же картина в Музее Булгакова. Здесь не проводят экскурсии еще с марта, хотя желающих посетить культовое место – масса. Задолженность перед туристическими группами уже скопилась на несколько месяцев. Гиды умоляют принять клиентов, но работники памятника культуры объясняют, что это просто невозможно и опасно: несколько дней назад перед их зданием женщина вывихнула ногу. Но гости столицы не представляют: как это приехать в Киев и не побывать в «доме Турбиных»! А на каникулах записалось немало школьников, однако вести детей через окопы педагоги побоялись.
С одной стороны, реставрация необходима, ведь Андреевский спуск действительно в ужасающем состоянии: улица грязная, запущенная, — говорит директор музея Людмила Губианури. — Из-за прохудившихся коммуникаций мы все были заложниками аварийной ситуации. Рано или поздно ремонт нужно проводить. Другое дело, что сегодня мы переживаем одновременно две стройки: реконструкцию спуска с привлечением огромного количества техники и тут же — снесение построек, находящихся напротив нашего зданияя. Конечно, это не могло не сказаться на состоянии Дома №13, которому более ста лет (кстати, он построен без фундамента). При демонтаже фабрики мы ощущали, как он вибрировал, словно при землетрясении. Так что опасность существует и сейчас. Необходимо срочно промониторить состояние старых строений, чтобы постоянно следить за их внешним видом.
Не радует и ситуация с музеем Кавалеридзе. Туда можно добраться только по жердочке, переброшенной через траншею. Музейщики рассказывают, что туристы к ним уже давно не ходят, но сотрудникам приходится идти на работу ежедневно и с риском для жизни возвращаться домой. Не жалуются только в Андреевской церкви – здесь доступ к зданию свободный, а вибрации техники не страшны: холм, на котором стоит святыня, год назад был укреплен.
Художников віселили из мастерских
В Галерее «36» уже несколько месяцев не проводятся выставки. Ее хозяин Александр Миловзоров перенес все акции на май, когда, как обещают, закончат ремонт. Ведь до этого художественного музея сложно подойти – весь тротуар в песке. Мастера живописи уже стоят в очереди: выставиться на Андреевском спуске – дело чести, но их творческая жизнь теперь зависит от того, как скоро управятся с работой строители.
А те творцы, чьи мастерские находились на Андреевском спуске, спешно оттуда съехали – там стало просто невозможно работать. К тому же особняки, раньше принадлежавшие Союзу художников, сейчас проданы, и все попытки работников холста обратиться в суд не увенчались успехом. Зато во всю ширину трехэтажного дома №24 висит объявление, что здание продается. Раньше тут находились склады, принадлежащие торговцам сувенирами.
К слову, на Андреевском спуске уже не осталось построек, принадлежащих городу. Тут практически все приватизировано. Но собственники не спешат всю эту рухлядь реставрировать, ведь это намного дороже, чем просто снести старое и построить новое. А земля здесь на вес золота. В прессе давно распространена информация, что земельные участки на исторической улице есть у родных экс-президента, депутатов Киевсовета, прокурорских работников и французских рестораторов.
Самая загадочная история с Замком Ричарда. Он оказался в руках американского гражданина с украинскими корнями Юрия Чопивского еще в конце 1990-х. Владелец собирался приватизировать землю под замком, вложить туда $4 млн и открыть там дорогую гостиницу с бутиками и магазинами. Но памятник истории до сих пор стоит закрытым и потихоньку разрушается.
«Снос зданий был ошибкой»
А вот увидеть площадку, на которой прежде стояли снесенные дома №14-16, сейчас невозможно. Весь квартал, где раньше располагалась фабрика «Юность», застройщики обнесли 4-метровым железным забором. После акций протеста, когда киевляне стали горой на защиту улицы, в офисе Рената Ахметова, начавшего весь этот переворот на Киевском Монмартре, заявили, что вместо бизнес-центра «Андреевский-плаза» создадут арт-центр.
Ахметов признал, что снос домов на Андреевском был ошибкой: «Я обещаю, что компания СКМ вернет первозданный облик разрушенным фасадам. Кроме того, мы поможем городу в восстановлении Андреевского спуска». Гендиректор «ЭСТА Холдинга» Николай Нестеренко тоже извинился за стройку на этой улице: «Несмотря на все разрешительные документы, проект, который не воспринимается киевлянами, не должен реализовываться. Мы дважды не правы в том, что после того, как приняли решение не строить деловой центр, а осуществить проект культурного центра, не обсудили его с киевлянами».
Компания обещает создать общественный совет, который решит, что будет на спуске. «Мы создадим на сайте СКМ и «ЭСТА» страничку с заявкой об участии в совете и хотим за неделю его сформировать», — сказала директор по связям с общественностью СКМ Наталья Емченко. — До 24 мая компания представит концепцию нового проекта. Когда объект будет закончен, его передадут городу».
Вот только непонятно, кто ответит за те материальные убытки, нанесенные культурным учреждениям на Андреевском спуске. И кто возместит духовные потери тем гостям, которые так и не смогли попасть на главную туристическую улицу Киева.
Мнение
Евгений Царьков, народный депутат от Компартии Украины:
— Фасады на Андреевском восстановят, но остается под вопросом: что построят за ними? Бизнесмены такого уровня меценатством чистой воды не занимаются. Они могут соорудить монстра, сохранив «картинку спереди», а сзади испохабить все бетоном. Похожую ситуацию я наблюдал в Одессе, где исторический центр города застраивали приблизительно таким же образом. Но я верю, что Андреевский спуск еще возможно сохранить. Для этого общественность города и СМИ должны все время быть на чеку, реагировать на любые попытки застройщиков проводить строительные работы на этой исторической улице.
Фото автора и А.Бабича.