Коллективная безответственность власти

В годовщину Великой Октябрьской революции принято обычно вспоминать прошлое. Вспоминать – с разных позиций и с разными целями. При этом сейчас, в период кризиса, часто можно встретить попытки провести параллели с прошлым и спрогнозировать будущее. И сегодняшняя ситуация дает массу поводов для аналогий.

В частности, украинская власть до невозможности напоминает Временное правительство в уже пост-имперской России.  Чем напоминает? Прежде всего своим подходом к управлению страной, основанным на полнейшей безответственности как Кабмина целиком, так и каждого его члена персонально перед кем бы то ни было. Перед царем – они уже не отвечали, перед Думой (парламентом) – не могли отвечать, так как были переходным правительством, а на существование народа вообще не обращали внимания, потому как не народ их назначал и никаких механизмов контроля за Временным правительством у народа-то и не было.

Сейчас – украинский Кабмин оказался в очень похожей ситуации, разве что «царь» вроде как есть, но поскольку по Конституции он – фактический глава исполнительной власти, то больше напоминает сверх-премьера. И, как и Временное правительство, украинский Кабмин ни малейшей ответственности за свои действия не несет. То есть – вообще не несет, поскольку никаких норм права, которые бы регулировали эту сферу для коллегиальных органов, коим есть Кабмин – нет. Если персонально гражданин Украины может нести административную или уголовную ответственность, то Кабмин в целом – не может. И… не несет. То есть, в данном случае: безответственность = безнаказанность.

Правда, из каждого правила бывают и исключения. В украинском варианте новейшей истории страны таким исключением стала экс-премьер-министр Юлия Тимошенко. Ее политическая ответственность трансформировалась в уголовную. Но… мало кто обратил внимание на тот факт, что все обвинение против экс-премьера построено на ее персональной подписи на неких документах без наличия общего решения Кабмина по поводу необходимости такую подпись поставить. И этот момент приводит как минимум к нескольким предположениями и прогнозам.

Первое: будь документ (или документы) подписаны согласно решению Кабмина, то Тимошенко бы не «сидела». Второе: каждый следующий премьер либо не будет ставить своей подписи вообще, свалив это обязанность на зиц-председателя Фунта, то есть министра Кабинета министров, либо… будет скреплять своей подписью  единогласное решение Кабмина. Почему единогласное? Да потому что тех, кто не согласен – из кабинета тут же может попросить сверх-премьер. Однако такая ситуация – очень не стабильна и чревата все возрастающим числом проблем, которые никто не будет решать. Просто в силу того, что легче и проще решать свои проблемы, чем государственные – особенно когда тебе за это ничего не будет, а выгода очевидна.

Но вот незадача, люди не любят ничего временного, они хотят уверенности в своем будущем и будущем своих детей. Такая уверенность позволяет им поддерживать иллюзию стабильности и не опасаться перемен. Именно поэтому недовольство временным правительством растет. На это недовольство накладывается и свежий исторический опыт, который говорит о том, что в Украине за 20 лет независимости было почти столько же правительств. Терпеть народ может конечно долго, но не бесконечно. Да, сейчас нет новых большевиков, точнее – они может и есть, но не видны. Как не были видны в России в феврале 1917 и Ленин с единомышленниками. Тем не менее, после февраля был Октябрь. И тогда они стали видны всем. Может не стоит дожидаться повторения такой формы проявления новых большевиков?

Читайте также по теме