Государственная пенитенциарная служба в Харьковской области устроила почти сенсационный информационный повод для журналистов: День открытых дверей в Качановской колонии, где отбывает наказание экс-премьер-министр Юлия Тимошенко. /> В течение трех часов 36 человек – представителей 19-ти СМИ – водили по корпусам, цехам, давали время осмотреться и пообщаться с заключенными. Но главного представители прессы получить не смогли: Юлия Тимошенко осталась невидимой, за зарешеченным окном.
Все, кроме одной
День открытых дверей в Качановской колонии изначально названию не соответствовал. На «экскурсию» смогли попасть только избранные СМИ. Как пояснил помощник начальника Государственной пенитенциарной службы Игорь Андрушко: осветить мероприятие хотелось как можно шире – на всю страну и даже за её пределами. Поэтому, говорит Андрушко представители многих всеукраинских изданий и почти все харьковские не смогли попасть на День открытых дверей в колонию.
«Причина в том, что не хватает сил всех охранять и обеспечивать безопасность. Половине отказали, может быть даже больше половины отказали. Старались дать как можно шире информацию, и дали центральным СМИ, и прежде всего, информационным агентствам и телевидению. На эту колонию смотрит весь мир. Мы туда отправили один русский канал, немецкий канал, мы отправили информационное агентство из России, чтобы показать, что мы не прячем», — заявил Андрушко, объясняя ограничения для прессы.
Как оказалось, план мероприятия в Качановской колонии разработали детально: места посещения, порядок, в котором туда заходить, и время, отведенное для осмотра комнат, корпусов, цехов были расписаны заранее.
Надежды представителей прессы встретиться с самой известной заключенной накануне вечером подкрепил защитник Сергей Власенко, который рассказал о том, что экс-премьер узнала о том, что прессу пускают в колонию и написала заявление с просьбой разрешить её пообщаться с журналистами. Предусмотрительная и опытная в вопросах допуска СМИ Тимошенко даже оговорила в заявлении вероятность, что она будет общаться с защитником в это время. «Юлия Владимировна в своем заявлении четко написала: «в период, когда придут журналисты, а у меня будет свидание с защитником — я готова его прервать, чтобы встретиться с прессой», — рассказывает Сергей Власенко.
Так оно и произошло. Около 10.00 начался День открытых дверей. Власенко был в этот момент в комнате для проведения следственных действий, так как от Тимошенко только ушел следователь СБУ. Там, в этой комнате, Власенко и оставался все время экскурсии. Желание Тимошенко, как и её заявление, руководство колонии – нет, не проигнорировало, ведь это было бы нарушением, – просто не успели рассмотреть с вечера до утра.
«Заявление в руках еще у меня не было. Поэтому говорить о том, что оно было, нельзя. Вы были во всех помещениях, которые вам показали, которые были утверждены в графике проведения дня открытых дверей. В этот момент, когда вы были, вы видели, что в этот момент происходило общение ЮВ с её защитником и следователем СБУ», — пояснил заместитель начальника Качановской исправительной колонии Игорь Колпащиков уже по окончанию экскурсии.
Журналисты, которые рассчитывали получить «доступ к телу», были возмущены. Усиливало эмоции то, что с остальными заключенными общались свободно. И в комнате для долгосрочных свиданий, где жила пара, и в цехах, и в корпусах были заключенные, которым не просто разрешили, советовали и рекомендовали общаться с прессой. «Да, нас заранее предупредили, что сегодня будут журналисты и сказали, что хорошо бы было пообщаться с ними», — призналась одна заключенная. Единственное, что большинство жительниц «Качановки» усердно скрывают, — мнение, разговоры, отношение к соседке Юлии Тимошенко. В основном вопросы о ней они встречают молчанием, только некоторые решаются сказать, что она здесь мало кого волнует, а внимание прессы к учреждению слишком уже сильное.
Один на всех
Журналисты прошли по жилым комнатам, побывали в цеху. Кульминацией дня стал медико-реабилитационный кабинет. Уже потом станет ясно, что за одной из стен медицинской комнаты – камера Юлии Тимошенко. Но, когда журналистов пустили посмотреть – какое оборудование для лечения лидера «Батькивщины» привезли в колонию из разных больниц Харькова, — никто об этом не знал. Поэтому сомнения вызывали только заявления лечащего врача Тимошенко от колонии Татьяны Демченко, что в этой комнате можно лечить осужденную так, как того требует протокол международной комиссии.
«Часть оборудования из исправительной системы, часть оборудования из ведущих клиник города Харькова. Все, что нужно было в плане лечения использовать, мы приобрели и оснастили Качановскую колонию», — уверяла журналистов Демченко и добавляла, что кабинет оборудован специально для лечения Юлии Тимошенко, но если кому-то еще понадобиться помощь, её окажут.
А после того, как журналисты пообщались с врачом, оказалось, что она умолчала о важной детали: камера Тимошенко находилась по-соседству, хотя Демченко в это время на вопрос о том, как экс-премьер попадет в эту комнату, отвечала: «думаю, мы решим вопрос с транспортировкой».
В медико-реабилитационном кабинете: кушетка, гинекологическое кресло и несколько медицинских приборов, среди которых аппарат жидкочастотной физиотерапии «АМПЛИПУЛЬС-5» БР, электрокардиограф ЭК 12 Т-01 Р-Д.
Такие приборы не могут помочь сложному лечению Тимошенко, о котором пишут в рекомендациях иностранные специалисты, считает врач, член парламента, член комитета по вопросам здравоохранения от «БЮТ-Батькивщина» Сергей Шевчук. «Это условия специализированной клиники, где совершаются нейрохирургические манипуляции специалистами надлежащего уровня. Понятно, что такой квалификации и таких условий тут в колонии нет. То есть прессу собрали, что еще раз показать такую потемкинское село, показать, что они свезли аппаратуру из медицинских учреждения, отрывая больных этих учреждений от надлежащей помощи. Чтобы навеять мысль, что тут лучшие условия, чем в институте нейрохирургии Академии медицинских наук в Киеве, что тут можно вылечить это заболевание», — уверен Шевчук.
Одни из всех
Окна комнаты лидера Батькивщины в Качановской исправительной колонии.
Как журналисты узнали, где камера Тимошенко? Это оказалось слишком просто. Защитники и народные депутаты, которые посещали последние месяцы колонию, не раз говорили, что окна экс-премьера – единственные с решетками. Оказавшись внутри, представители прессы сначала даже не поверили, что в данном случае однопартийцы Тимошенко не приукрасили ничего.
Подтвердил увиденное и защитник Тимошенко. Он встречал журналистов на улице возле колонии. Оказалось, во время экскурсии Власенко силой удерживали в одной из комнат. Двери закрыли, но народному депутату удалось вырваться, добежать до внешней металлической двери и громко постучать в неё так, что некоторые медиа-гости услышали.
«Грохот слышали? Это я стучал в двери, в металлические двери, чтобы меня оттуда выпустили. Меня два часа там держали силой. Это была следственная комната, мне удалось вырваться на улицу, потом меня затащили внутрь, не выпуская оттуда. Мне удалось постучать в двери, потому что я увидел в глазок, что там есть журналисты. И когда они это увидели, меня просто затащили внутрь. Мены отпустили в 13.05, то есть когда все ушли оттуда. Еще раз подчеркиваю, это было сделано только с одной целью, чтобы я не мог пообщаться с вами, чтобы вам никто не объяснил, что все, что происходит там, это все бутафория», — описывает происходящее Сергей Власенко.
Не вместе с Власенко, но примерно в то же время, не получили должного свободного доступа в колонию народные депутаты. По данным пресс-службы ведомтсва, Сергей Шевчук, Евгений Добряк, Вячеслав Передерий, Антонина Болюра, Елена Бондаренко, Елена Шустик, Владимир Филенко и Элина Шишкина приехали в колонию около 11.00 без предупреждения.
«В это же время в учреждении приходило ранее запланированное мероприятие — «День открытых дверей» для представителей СМИ (36 человек). Для организации надлежащего сопровождения журналистов в охраняемой зоне были задействованы сотрудники колонии для поддержания надлежащей оперативной обстановки в учреждении, а также обеспечения мер безопасности посетителей», — объясняют в пенитенциарной службе причину задержки нардепов.
P.S.
Итогом этого дня открытости и доступности стало то, что ленты информационных агентств пестрили новостями и фотографии с интервью, подтверждающими, что Юлию Тимошенко возможно лечить в колонии. Как там, в «Качановской колонии, где сидит Тимошенко», увидели все, кто пожелал. Саму Тимошенко не видел никто, даже при обоюдном согласии на встречу. А на следующий день по Интернету пошли гулять фотографии комнаты, в которой якобы отбывает заключение экс-премьер.
Источник: http://www.unn.com.ua/ru/gallery/647964-vip-kamera-timoshenko-v-kachanovskoy-kolonii/
Соответствуют ли они правде, кто делал эти снимки, почему они появились сразу после допуска в колонию? – вопросы, которые остаются риторикой.
P.P.S.
Еще через несколько дней и, по словам Сергея Власенко, власть изменила позицию и стала говорить, что часть медицинских процедур все-таки нельзя проводить в том кабинете в колонии.