Изменения Основного закона вносятся под предлогом «нормандских» переговоров, но на самом деле не имеют к ним отношения — «особый статус» Донбасса не упоминается. Зато Глава государства, несмотря на заявленный курс децентрализации, усиливает свою власть на местах.
«Префекты, которые будут иметь функции прокурора»
Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти. Законопроект определен как неотложный. В партии «Слуга народа» надеются принять его в первом чтении в ближайшее время.
Лидер партии Александр Корниенко надеется в пятницу «попробовать направить в Конституционный Суд», с тем, чтобы вывод КС был получен еще до конца нынешней сессии, которая заканчивается в январе. А поскольку изменения в Конституцию принимаются на двух сессиях в первом и во втором чтении соответственно, Корниенко не исключает, что внесение изменений несколько затянется. «Если он будет на следующей сессии, внесение изменений в Конституции растянется до осенней, четвертой сессии», — говорит он.
Лидер партии «Слуга народа» отмечает, что законопроект не приурочен к местным выборам, намеченным на октябрь. Дескать, те пройдут в соответствии с действующей конституцией. В то же время, он подчеркнул: «Никаких особых статусов, включая Донбасс, нет в этом законопроекте».
На апрель намечена встреча «нормандской четверки» (Украина, РФ, Франция и Германия) в коммюнике парижской встречи от 9 декабря подчеркивается необходимость особого статуса» Донбасса. А его правовые аспекты, как известно, регулируются законом об особом порядке самоуправления, законами об амнистии и проведении местных выборов, а также связаны с внесением изменений в Конституцию. Так предусмотрено Минскими соглашениями.
Изменения Конституции в части децентрализации уже пытались принять. 31 августа 2015 года их приняли в первом чтении. Тогда у здания Верховной Рады протестующими была брошена боевая граната, в результате погибло четверо бойцов Национальной Гвардии. Затем последовал постепенный распад правящей коалиции.
Противников изменений тогда не устраивал один пункт переходных положений, который гласил: «особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей регулируются отдельным законом».
Суть же реформы Порошенко сводилась к объединению населенных пунктов в общины, и отмене районного административного деления. Кроме того, в проекте Порошенко имелся пункт о том, что Президент получит право приостанавливать работу местных советов и распускать их.
Проект Зеленского предлагает ввести должность префектов. «Президент по представлению префекта приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно останавливает полномочия председателя громады, состава такого совета и назначает временного государственного уполномоченного», — говорится в законопроекте.
Оппоненты отмечают, что полномочия временного государственного уполномоченного не ясны, а Глава государства через назначаемого им перфекта сможет отменять полномочия мэров и местных советов, фактически отменять и распускать общины.
Так, соратница Петра Порошенко Ирина Геращенко (Европейская солидарность») бьет тревогу: «Отменяется европейская модель децентрализации». По ее словам, предлагается система, при которой Президент «ставит от себя смотрящих, которых называет модным словом префекты, которые будут иметь на самом деле функции прокурора».
Примечательно, что аналогичной критике подвергался октябрьский законопроект о столице, по которому префект должен получить надзорные функции и возможность блокировать любые решения властей столицы. Юридическое управление Рады тогда отмечало, что префект по сути наделяется «функциями правоохранительных органов».
«Вопрос, что именно «четверка» должна в нем увидеть»
Эксперт по конституционному и административному праву Игорь Колиушко отмечает, что в 2015 году изменения готовила рабочая группа конституционной комиссии. По его словам, это была «хорошая редакция». Но Президент Порошенко внес проект в Раду с изменениями, связанными с обязательствами в рамках минского процесса.
«Порошенко объединил две несвязанные проблемы — реформу местного самоуправления и выполнения минских договоренностей. Рада не приняла этот документ из-за пункта об особом статусе Донбасса», — заявило эксперт в СМИ. Он указал, что нынешний проект готовился кулуарно.
Ирина Геращенко, критикуя инициативы Зеленского, отмечает: «Сегодня все это рождается в недрах Офиса Президента, абсолютно не читается экспертами, нет никакого Конституционного совета».
Однако, следует напомнить, что введение префектов анонсировал Петр Порошенко. В апреле он говорил: «Сразу же после президентских выборов я буду инициировать изменения в Конституцию, где должности глав областных государственных администраций будут ликвидированы. Потому что это продолжение реформы децентрализации». Порошенко пояснял, что префекты будут обладать контрольными функциями. – «в том числе контроль суверенитета и территориальной целостности государства».
Именно это и прописано в проекте Зеленского. Однако на деле полномочия несколько шире – упоминается координация деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти, осуществление административного надзора. Акты, изданные префектом, будут обязательными для исполнения на соответствующей территории.
При этом акты префекта, касающиеся административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, могут быть отменены только Президентом. А акты, направленные на координацию представительств центральных органов, сможет отменить Кабмин.
Законопроектом ликвидируется понятие район, вводится округ. Предлагается ввести следующий перечень административно-территориальных единиц: община, округ, область.
Если законопроект будет принят и осуществление административного надзора в ближайшее время, то Президент по представлению Кабинета Министров впервые осуществит назначения префектов после создания соответствующими окружными, областными советами исполнительных комитетов, но не позднее 1 марта 2021 года. Местные выборы, которые сформируют местные советы, должны будут состояться в течение 90 дней после того, как закон вступит в силу.
Политолог Алексей Якубин считает, что Глава государства, несмотря на заявленный курс децентрализации, усиливает свою власть на местах. «Через институт префекта Президент получает колоссальный контроль на местах. То есть сохраняет контроль над органами власти и очень сложно говорить о какой-то реальной децентрализации», — сказал политолог.
По его мнению, законопроект лишь формально выполняет требование минских соглашений о конституционной реформе. Дело в том, что конституционная реформа прописана в минских соглашениях как предпосылка к восстановлению контроля над границей.
«Мне кажется, что этот документ внесен в парламент для обсуждения и «нормандской четверки», хотя остается вопрос, что именно «четверка» должна в нем увидеть», — подчеркнул Якубин.