Российско-украинские переговоры по так называемому «газовому вопросу» зашли в глубокий тупик. Об этом официально заявил премьер-министр Украины Николай Азаров после встречи в Ново-Огарево с главой правительства РФ Владимиром Путиным. Москва не посчитала нужным снизить расценки на поставку Киеву «голубого топлива», но предложила собственный вариант развития двусторонних экономических отношений. Вариант, который даже видавшие виды международные эксперты называют «утопией».
Словосочетание «целесообразное ценообразование», накануне в контексте энергетических контактов Киева и Москвы сформулированное главным кандидатом на пост президента России, стало настоящим испытанием для репортеров и аналитиков. Первые — в стиле именитых советских дикторов — старались четко выговорить эту практически не выговариваемую орфоэпическую структуру, вторые – терялись в догадках, что именно она может означать.
Первым явно повезло больше: даже самая, казалась бы, нелепая по звучанию фраза при условии ее регулярного повторения может прочно войти в лексикон потребителя информации. Но вот с трактовкой сего высказывания Владимира Путина у политологов и экономистов возникли серьезные проблемы. Все дело в том, что, характеризуя положение дел в сфере покупки Киевом в частности и транзитом через Украину на территорию Объединенной Европы в целом российского газа, Владимир Владимирович абстрагировался от дипломатического протокола. И заявил буквально следующее: «Нам нужно и дальше работать над энергетикой, развивать ее, предлагать новые пути контактов». Добавив при этом, что в нынешних условиях Российская Федерация рассматривает Украину исключительно в качестве «равноправного соседа». Дескать, тому же Киеву сначала стоит определиться с собственным внешнеполитическим курсом, а уж затем представители обеих сторон сядут за стол переговоров и обсудят пресловутое «целесообразное ценообразование» на добытый в России и предназначенный соседям газ.
Однако, вот ведь что получается. Еще в начале 2009-го крупнейшие топливные корпорации двух стран – «Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» подписали сразу два контракта, касающиеся, если так можно выразиться, присутствия на украинской территории «голубого топлива» из России. Согласно основному из этих документов, цена на газ устанавливается поквартально. Так, например, в первом квартале нынешнего года Украина платила РФ 264 американских доллара за тысячу кубометров, а сейчас эта сумма превышает 400 долларов. Нужно отметить, что следуя канонам подобной логики, уже в ближайшем январе-феврале Киев будет платить Москве за ту же тысячу 485, а то и все 500 (!) долларов.
Здесь нужно отдать должное настойчивости украинских чиновников и терпению их российских коллег. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко с таким рвением проводил переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, что украинский Президент Виктор Янукович констатировал буквально следующее: «Он [Бойко] ездит в Москву едва ли не каждую неделю. Но пока положительных сдвигов нет». Миллер, давший по этому поводу комментарий одному из российских телеканалов, был куда менее лаконичным. «Формулу образования цен на подачу газа переписать нельзя, — заявил он. – Киев должен понимать, что без реализации определенных соглашений мы не сможем пойти ни на какие уступки».
Не нужно быть маститым экспертом, дабы констатировать, что под «определенными соглашениями» кроется банальное требование стать полнокровной частью транзитной линии «Россия–Европа–Газ». Похоже, ни для кого не секрет, что все «газовые контракты» Киев считает кабальными, а Москва в обмен на пересмотр принципов «целесообразного ценообразования» хочет получить доступ к управлению украинской ГТС.
«Насколько Украине будет выгодно «поделиться» с Россией частью прибыли от транзита нефти в ЕС, сказать сложно, — отметил в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA» аналитик рынка, биржевой консультант Кнут Берндстрем (Норвегия). – Но для Москвы такая стратегия себя прекрасно реализовала в отношениях с Белоруссией, где российская сторона, обеспечивая бесперебойную подачу нефти и газа в отдельные регионы Западной Европы, гарантировала Минску снижение цен на топливо».
Подобное мнение разделяет и наблюдатель ЕС Пилар Вега. «Россия поставила Украине явные условия, — сказала она в частной беседе с автором этих строк. – Выражаясь языком профессионалов, — создала кольцо вокруг Солнца. Солнце в данном случае – это энергия, а кольцо – ее производные. Таким образом, владеющий энергией может и наверняка будет создавать производные условия для ее использования».
А вот тут начинается самое интересное. Как заявил в Ново-Огарево российский премьер, двум странам (России и Украине, — Д.Б.) предстоит пройти долгий путь к взаимопониманию в сфере энергетического сотрудничества. В том, что в конце этого пути Киев и Москва все-таки найдут общий язык, Путин не сомневается. Определенные сомнения возникли у Николая Азарова, который, по всей видимости, не разделив оптимизма своего российского коллеги, сказал журналистам: «Мы бы хотели войти в новый год с модернизированным соглашением и с нормальными ценами, которые не подрывают нашу экономику».
Но, судя по всему, и Азарову, и Путину обсуждать «газовую проблему» придется неоднократно. По меньшей мере, до тех пор, пока одна из сторон не пойдет на компромисс, и, образно выражаясь, пока вокруг «газового Солнца» не исчезнет кольцо.