Никита Бегаль
06:00 03/05/2019

Коммуналка по-новому: что изменилось для жильцов с 1 мая

С 1 мая меняются правила для жильцов многоэтажек из-за нового законодательства, касающегося деятельности ЖКХ. Так, заработали нормы сразу двух законов — «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».

Первый документ вводит новую модель взаимоотношений бытовых потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Теперь жильцы получают право на самоопределение в вопросах управления. Так, они могут создать ОСМД, выбрать управителя или делегировать функцию содержания дома привычной ЖЭО. В первых двух случаях с поставщиками ЖКУ будет заключен коллективный договор.

Благодаря этому жильцы получают шанс сэкономить на обслуживании и ремонте внутридомовых сетей, уборке придомовой территории и подъездов, освещении и проч. Власти в свою очередь пообещали, что не будут жестко регулировать размер квартплаты. 

«Управление собственностью и услуга управителя (его вознаграждение) – это разные вещи. Тариф здесь применяться не будет – это будет договорная цена. Это предмет договоренности между ним и собранием сообщества собственников», — эксперт в сфере жилищно-коммунальных услуг Андрей Никончук.

Если же жильцы не создали объединения или не наняли управителя, то договора с поставщиками воды или тепла они будут подписывать уже индивидуально. Но перемены произойдут не сразу.

Согласно переходным положениям закона, некоторое время придомовой территорий будут опекаться ЖЭК или ЖЭО.

«Однако влиять на объем и качество этих работ люди практически не смогут. С одной стороны, ЖЭКу постоянно будет не хватать средств, его сотрудники из-за низкой зарплаты станут увольняться, качество услуг начнет только падать. С другой стороны, чтобы решить эту проблему, людям придется объединяться», — рассказал Андрей Никончук.

Также закон предполагает введение абонентской платы за услугу отопления и водоснабжения в рамках индивидуального договора. То есть, жильцы получат дополнительную строфу в платежке.

Напомним, абонплата — это регулярные платежи, при которых потребитель покрывает эксплуатационные расходы поставщика, равномерно распределенные на каждый месяц.

То есть плата за тепло будет производится и в межотопительный сезон. То же касается и водоснабжения: жильцы будут получать счета даже тогда, когда водой не пользовались.

Собственно, абонплата присутствовала всегда в платежке. Просто она была включена в основной счет поставщика. Теперь ее просто вычленили и «растянули» на 12 месяцев. 

Абонплата — это стандартная мировая практика, которая позволяет коммунальщикам планировать свои затраты независимо от сезона. Средства, полученные от абонплаты, пойдут на содержание всей абонентской службы поставляющей компании.

«Абонплату устанавливает энергетический регулятор, то есть Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). К сожалению, сегодня наш регулятор защищает монополии от потребителей, и поэтому нет справедливых методик расчета абонплаты. Последний скандал с попыткой ввести абонплату за газ вскрыл именно эту проблему», — сообщила в СМИ энергетический эксперт Мария Яковлева.

Новый закон, помимо прочего, позволяет поставщикам ЖКУ «прикручивать вентиль» коммунальным должникам. Также работники коммунальных служб получили право проникать в квартиры для проверки показателей счетчиков и исправности оборудования.

Законом усиливается ответственность и самих коммунальщиков. За беспричинное отключение услуги им грозит штраф. Потребитель также получил больше юридически инструментов для оспаривания качества услуг.

Наряду со штрафами появилась и пеня за просроченный коммунальный платеж в размере 0,01% от долга за каждый день. 

«Вводится символическая пеня. Пени бояться не стоит, это 1/100 за каждый день просрочки – чуть более 3,5% в год, и это ничто с галопирующей инфляцией. Однако сам факт наличия этой нормы закона дает возможность законодателю увеличивать эту пеню», — говорит Андрей Никончук.

Пеню будет начислять после 20 числа каждого месяца. Например, если семья платит в среднем 1500 гривен за коммуналку в месяц и просрочила платеж на 90 дней, сумма долга увеличится примерно на 27 гривен.

За злостную неуплату нарушителю грозит отключение услуги, а в худшем случае – суд.

«Пеня не решает долговой проблемы. Во-первых, она невелика и не может стимулировать должников погасить задолженность. Во-вторых, в стране много домохозяйств не в состоянии платить столько, сколько от них требуется», — считает эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев.

По его словам, задолженность населения за коммуналку уже превышает 70 млрд гривен.

«Конечно, с суммами в платежках после окончания отопительного сезона станет полегче, так как основную долю в них составляла оплата за отопление. Однако вряд ли летом сумма долгов значительно сократится», — считает эксперт.

Геннадий Рябцев уверен, что необходимо принимать другие меры для решения долговой проблемы.

«В частности, нужно принимать законы о погашении задолженности на оптовых рынках, которые уже несколько лет находятся на согласовании в органах власти», — резюмировал эксперт.

Что касается второго закона о коммерческом учете, то тут изменения коснулись поставки теплоносителя и воды. Теперь поставщик ЖКУ ответственен до точки входа в домовую сеть, а точнее до узла коммерческого учета. Все что происходит в системе дома, включая потери и «неучтенку», – это  головная боль представителей дома. Все, что тратится в доме, будет оплачиваться жильцами. Платить придется за домовой счетчик. При этом эксперты пока затрудняются дать ответ, по какой методике будут производится начисления ввиду присутствия в доме еще и индивидуальных счётчиков. Если кубометры будут каким-то образом «украдены», то за них заплатит весь дом.

Читайте также по теме