Компетентностный подход к образованию, по экспертному мнению, призван готовить дешевую рабочую силу, дает набор умений, «который позволяет потом как-то устроиться в жизни». А на фоне падения уровня знаний, внимание общества приковано к языковым проблемам.
«Можно расценивать как дымовую завесу»
Кабинет министров Украины утвердил государственный стандарт базового среднего образования, который будет действовать с 2022 года. Основная цель постановления — обеспечить условия реализации педагогами Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» (НУШ).
Отметим, что реформа с аббревиатурой НУШ стартовала в 2017-2018 гг. Ее ключевая цель — создать школу, «в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни». Каждая из таких компетенций — это комбинация знаний, умений, навыков, образа мышления, а также взглядов и ценностей.
Считается, что в рамках одного школьного предмета ученики могут овладевать сразу несколькими компетенциями. Поэтому принятый ранее закон о среднем образовании закрепляет такое понятие, как интеграция предметов в средней школе.
Премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил: «Мы определяем 11 ключевых компетентностей, которые должны получить школьники. Среди них: свободное владение государственным языком, способность общаться на иностранных языках, математическая и технологическая компетентность, инновационность и открытость к новым идеям, предприимчивость и финансовая грамотность, способность учиться на протяжении жизни».
По словам премьера, документ устанавливает четкие ориентиры, по которым ученики будут получать знания, а родители смогут отслеживать «учебный прогресс своих детей».
Кроме компетенций, названных премьером, реформа НУШ предусматривает еще «культурную компетентность»; гражданские и социальные компетентности, «связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей».
Весной СМИ писали, что имелось не менее шести открытых обращений в Минобразования, Кабмин и Офис Президента с просьбами не допустить уничтожения литературного образования в школе. Дескать, в проекте Государственного стандарта базового среднего образования языково-литературная отрасль направлена исключительно на изучение языков.
Отметим, что обсуждение Госстандарта шло с середины прошлого года. В результате общественного обсуждения Минобразования указало зарубежную литературу «как составную часть языково-литературной отрасли».
Министерством были полностью учтены предложения общественности, касающиеся изучения украинского языка нацменьшинствами (уточнить требования и план по изучению украинского зыка представителями нацменьшинств). Частично удовлетворены предложения о ценностных ориентирах, о вариативности базового учебного плана и пр.
Директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко отмечала: «Перед глазами широкой общественности всего лишь небольшая и весьма очевидная часть проблемы – язык обучения, отношение к правам нацменьшинств. Именно эти аспекты больше всего обсуждаются. Хотя поводов для бурных дискуссий в законодательных новшествах предусмотрено гораздо больше».
Людмила Ващенко предположила, что это подобные действия «можно расценивать как обычную дымовую завесу».
«Для решения проблем в повседневной жизни»
Были обнародованы исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), согласно которым 25,9 % украинских подростков 15 лет не могут проанализировать прочитанное. Уровня базовых знаний в сфере естествознания нет у 26,4% школьников, а в области математики – у 36%. То есть 36% пятнадцатилетних школьников имеют проблемы с заданиями, где нужно использовать процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами.
В конце января Президент Владимир Зеленский подписал указ, объявивший 2020- 2021 учебный год «годом математики». Этот учебный год стартовал с 1 сентября. Отметим, что в указе так же речь шла не об уровне знания математики, а о «компетенциях», о формировании и развитии математической компетенции учащихся с учетом лучших отечественных и международных практик.
Еще два десятка лет назад судачили, что теория «ключевых компетенций», предназначена для детей мигрантов, и для малообеспеченных граждан стран Запада, доходов которых недостаточно для устройства детей в традиционную школу. Дескать, компетенции представляют собой «не более чем элементарную функциональную грамотность». «Обученный таким образом выпускник «должен, грубо говоря, знать, что надо ходить на выборы и голосовать, выбирать формы отдыха в соответствии со своими доходами и т.д». — писало издание АиФ № 22 23/11/2001г.
Сегодня пишут, что впервые образование, основанное на компетенциях (competence-basededucation), формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного в 1965 году американским лингвистом Ноамом Хомски (Массачусетский университет) понятием «компетенция» применительно к теории языка. Хомски пояснял, что проводит фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях).
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Применительно к педагогике даются различные определения, которые сходятся в понимании компетенции как способности справляться с различными задачами.
Так, математическая компетентность «предполагает способность развивать и применять математическое мышление для решения широкого спектра проблем в повседневной жизни».
Государственный стандарт базового среднего образования предусматривает, что ученик выделяет некие жизненные ситуации, которые могут быть разрешены математическими методами, «использует информационные технологии для поиска информации математического содержания» и т.п.
Еще в 2016 году Доктор педагогических наук Александр Спиваковский писал, что авторы проекта НУШ отсылали нас к опыту американской publіc school.
«Но там и не скрывают, что главное — не знания, а социализация. То есть человеку дают определенный набор умений и компетенций, который позволяет потом как-то устроиться в жизни. Стать, например, автослесарем, парикмахером и т. п. Потому что хороших менеджеров, программистов там учат совсем в других школах…При таких подходах качественное фундаментальное образование становится привилегией для избранных. А это фактически обрекает Украину всегда быть лишь территорией дешевой рабочей силы».
Александр Спиваковский писал, что реформа «является прямым путем к интеллектуальному разоружению нации». «В какую бы красивую обвертку ее ни заворачивали, ее реализация может привести к серьезному падению уровня и качества среднего образования», — отмечал он в газете «Голос Украины» от 20 декабря 2016 года.