На последнем заседании 25 июня 2014 года Кабинет министров Украины принял постановление о создании на базе ГП «Укрзализныця» акционерного общества «Украинская железная дорога». Об этом сообщил министр инфраструктуры Максим Бурбак.
Осенью состоится госрегистрация АО «Украинская железная дорога» и будет завершено формирование имущественного комплекса, отстроена структура управления акционерного общества и создано 25 филиалов. Реформаторы сообщают, что таким образом произойдет постепенный переход от территориально-функциональной структуры управления к вертикально интегрированной. Начало хозяйственной деятельности АО «Украинская железная дорога» ожидается с начала 2015 года. При этом Максим Бурбак сообщил, что будет сохранен запрет на приватизацию железнодорожных объектов.
Красивая картинка, да только прикрывшись нею, реформаторы умалчивают о том, что почти каждый третий железнодорожник согласно этой реформе будет уволен. Авторами реформы являются новый глава ГП «Урзализныця» Борис Остапюк и его первый заместитель Максим Бланк. При ближайшем знакомстве с послужным списком которых становится ясно – транспортного монополиста попросту пускают, выражаясь терминами данной отрасли, «под откос». В отношении Бориса Остапюка информационное пространство содержит массу статей и публикаций о его деятельности в бытность ним директором Донецкой железной дороги, а отзывы авторитетных представителей отрасли носят крайне негативную окраску. Достаточно вспомнить высказывание предшественника Остапюка на должности главного железнодорожника страны – Владимира Козака. Он оценил профессиональную подготовку и уровень практического опыта Остапюка, как недостаточный и неудовлетворительный для руководства настолько стратегически важным предприятием. Да и история с увольнением Бориса Ярославовича более чем красноречива. Борис Остапюк был дважды (!) уволен с высоких постов железнодорожной администрации с формулировкой «за грубое нарушение трудовых обязанностей». Вскоре после увольнения на него было заведено два уголовных дела по статье о расхищении госсредств в особо крупных размерах.
А вот первый заместитель Максим Бланк для широкой общественности до последнего времни оставался персоной непубличной. Максим Бланк до апреля месяца являлся президентом компаний по управлению активами «Аструм» и был очень далек от проблем железнодорожной отрасли. Но это как посмотреть. Максима Бланка связывают коммерческие отношения с одним из самых непубличных миллиардеров – Леонидом Юрушевым. Дело в том, что Максим Бланк был финансовым директором одного из предприятий, принадлежащих Леониду Юрушеву – ПАО «Днепрвагонремстрой».
В конце мая этого года в «Вестнике государственных закупок» была опубликована информация о том, что именно частное предприятие «Днепрвагонремстрой» выиграло тендер по ремонту подвижного состава для «Укрзализныци» на сумму в… 100 миллионов гривен. По информации почти 40% этой суммы уже перечислены на счета вагоноремонтного завода, которым руководит Леонид Таслицкий, фактически бывший начальник Максима Бланка. То есть, налицо лоббирование интересов частной компании в ущерб госпредприятию «Укрзализныця». А это – коррупция в чистом виде. В структуре самой «Укрзализныци» есть свои специализированные вагоноремонтные заводы (Дарницкий вагоноремонтный, «Укрспецвагон»), которые простаивают без заказов, вследствие чего многотысячные трудовые коллективы остаются без заработной платы. Кроме того при заключении этого контракта было проигнорировано ряд внутренних инструкций железной дороги и распоряжение Министерства инфраструктуры о первоочередной загрузке собственных предприятий, осуществляющих ремонт вагонов грузового и подвижного железнодорожного состава. Данное распоряжение было создано именно для того, чтобы исключить систему откатов при подобных договорах и обеспечить работой заводчан «Укрзализныци».
Нестандартную схему в отношении задолженности «Укрзализныци» перед компаниями изобрел и запустил Максим Бланк. Недавно он подписал постановление Д3-1-9/304 об уменьшении процентной ставки долга на всю поставленную продукцию и услуги коммерческими компаниями за прошлый 2013 и этот год в размере 15%. Несмотря на то, что за это время фактический рост инфляции удвоился, а курс доллара взлетел с 8,01 до 12,05 гривен, компании, которым «Укрзализныця» должна по договорам поставок заставляют сделать такую скидку в размере 15% от суммы долга. Некоторые фирмы, пытаясь получить пусть не 100% оплаты, а 85 соглашаются. Вот тут-то и начинается самое интересное. С этими компаниями договора заключают, но… на 5% скидку от суммы долга. Оставшиеся 10% они вынуждены перечислять на счета частной компании. Все происходящее махинаторы объясняют предельно просто. Эти деньги пойдут на финансирование избирательной кампании новой политической силы, которая сейчас создается.
Благодаря умению Максима Бланка составлять креативные схемы Борис Остапюк поручил ему разработать финансовый план реформирования железной дороги. В ходе одного из этапов планируется осуществить сокращение на 30 % трудовых коллективов шести дирекций железных дорог Украины. Видимо судьба 100 тысяч железнодорожников, которые в один момент станут безработными, как и их семей мало заботит создателя реформы.
Сам же Борис Остапюк, окончивший Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, и успевший побывать в свое время в когорте «птенцов Кирпы» с момента назначения на должность в апреле руководителем «Укрзализныци» в считанные недели восстановил коррупционные схемы, которые работали как часы в интересах семьи Януковича и приспешников. Так, Борис Ярославович реанимировал схему, при которой на каждой из шести железных дорог было создано частное предприятие и только через него теперь возможно проводить расчеты за грузоперевозки. То есть, между потребителем услуги и железной дорогой есть «прокладка», которая ничего не делает, только получает деньги от одних и пересылает их другим. Тариф посредника невелик – 3%. Таким образом, бюджет страны из-за схем недополучает в месяц более 150 миллионов гривен. Для информации: эта сумма равна месячному фонду заработной платы всех работников Львовской железной дороги.
Кроме того, для всех контрагентов ГП «Укрзализныця», которые поставляют разного рода товары, услуги и материальные ресурсы для нужд железной дороги был установлен процент отката в 15-20%. Не повезло же тем, кто имеет кредиторскую задолженность перед «Укрзализныцей»: таким предприятиям «тарифных дел мастер» Остапюк озвучил 25-40% отката от суммы сделок. А теперь посмотрим, какова на сегодняшний день сумма кредиторской задолженности перед ГП «Укрзализныця». Это без малого почти 5 миллиардов гривен. Размах вы почувствовали.
Кстати, назвали Бориса Остапюка «тарифных дел мастером» мы не случайно. В бытность ним одним из заместителей дирекции ГП «Укрзализныця» как раз именно он ввел в оборот еще одну схему выкачки денег на железной дороге. Речь идет про так называемые скидки от транспортного тарифа, которые фактически являются преференциями при транспортировке товаров, материалов (уголь, черные металлы, зерно) для некоторых коммерческих структур. Эти скидки коммерческим фирмам проводились через Тарифную комиссию, и именно таким образом занижался государственный тариф на перевозку грузов. При этом сама «Укрзализныця» теряла миллионы гривен дохода. Первым своим указом на должности в далеком теперь 2006 году Борис Ярославович как раз поменял состав очень принципиальных членов Тарифной комиссии на лояльных и более сговорчивых чиновников. И схема заработала с выгодой для самого Остапюка. О схемах, созданных Остапюком и внедренных на железной дороге можно говорить часами. Видимо «школа Кирпы» ни для кого не проходит даром.
Можно предположить, что после внедрения всех «запланированных» мероприятий Остапюком и Бланком монополист транспортной сферы Украины окажется полностью недееспособным и не сможет рассчитываться по счетам. С приходом в управление ГП «Укрзализныци» Бориса Остапюка в пору говорить не о реформах и создании новой, более эффективной структуры железнодорожной отрасли, а о полном ее уничтожении. Умение зарабатывать на государственном предприятии миллионные средства для собственного кармана выделяет Остапюка на фоне всех предыдущих руководителей «Укрзализныци». Коррупционер, автор десятка экономических схем по вымыванию доходов из вверенного ему предприятия, окружил себя подобными циничными менеджерами.
Генеральная прокуратура Украины должна в кратчайшие сроки провести фронтальные проверки той вакханалии, что создал всего за три месяца своей деятельности Борис Остапюк на государственном предприятии «Укрзализныця». Иначе бюджет страны будет и дальше терять сотни миллионов гривен. Есть вопросы и к главе правительства Арсению Яценюку. Почему Кабмин допускает подобное? Или о том, что к руководству ГП «Укрзализныця» пришли искусные творцы сложных многоступенчатых схем разворовывания и коррупционеры премьер-министр не осведомлен? К тому же именно Арсений Петрович заверял общественность в том, что больше коррупции в сфере тендеров и госзакупок не будет. Пора провести реальную люстрацию чиновников, которых кроме преследования своих корыстных интересов больше ничего не интересует. Похоже, что именно руками Бориса Остапюка уникальная транспортная система страны будет окончательно разворована и продана, как банкрот, с молотка. Об этом при режиме Януковича многие могли только мечтать.