Вопреки пессимистическим прогнозам, с середины ноября конъюнктура внешних рынков металлопродукции начала понемногу улучшаться. Отечественные метпроизводители отреагировали на этот позитивный сигнал некоторым ростом объемов производства, а их европейские конкуренты – требованием ужесточить защитные меры от наплыва импорта, в частности, из Украины.
ЕС ужесточает барьеры?
Во второй половине ноября организация европейских металлургов «Еврофер» обратилась в Европейскую комиссию с просьбой «принять адекватные меры против увеличения объемов импорта дешевой металлопродукции, усугубляющего кризисные тенденции в европейской сталелитейной отрасли». По словам генерального директора «Еврофер» Гордона Моффата, необходимость в данных мерах продиктована тем, что нарастающее заполнение Европейского союза дешевой металлопродукцией из так называемых «третьих стран» еще более нарушает и без того шаткое равновесие рынка и идет вразрез с интересами внутренних производителей, которые терпят новые убытки из-за углубляющегося таким образом падения спроса и цен. При этом о том, какими именно должны быть механизмы защиты внутреннего рынка ЕС, инициаторы обращения не уточнили. />
Как бы то ни было, но, по мнению экспертов, нынешний глобальный кризис – не более чем очередной повод, используемый властями ЕС для того, чтобы инициировать целую серию антидемпинговых расследований и ввести по их результатам более высокие ввозные пошлины на металлопродукцию иностранного производства. Напомним, что впервые о своем намерении установить ряд новых заградительных барьеров на импорт металлопродукции из некоторых стран Еврокомиссия заявила еще в сентябре нынешнего года.
Предполагалось, что ограничения будут распространены на продукцию, производимую странами, злоупотребляющими протекционистскими мерами в отношении собственных металлургических компаний. В числе тех, кому власти ЕС выдвинули подобные обвинения, оказались Китай, Россия, Украина, Бразилия и Аргентина.
Как известно, если Китай, Россия и Турция, которые ввозят в ЕС в основном продукцию высоких переделов, вторгаются как раз в те сегменты рынка, на которые претендуют сами европейские металлурги, то Украина, которая поставляет в Европу преимущественно сырье и полуфабрикаты, в наименьшей степени ущемляет интересы местных метпроизводителей и даже, наоборот, способствует их реализации. Впрочем, на определенные ниши в некоторых сегментах европейского рынка продукции высоких переделов отечественные метпроизводители все-таки претендуют.
В частности – в сохранении объемов своего присутствия на европейском рынке весьма заинтересованы украинские трубники, которые, исходя из шагов, уже предпринятых властями Европы, первыми попадут под удар защитных мер. Так, почти одновременно с требованием руководства «Еврофер» установить заградительные барьеры в отношении импортной металлопродукции Европейская комиссия возбудила антидемпинговое расследование в отношении импорта квадратных и прямоугольных стальных труб, производимых Украиной, Беларусью и Турцией.
Данная мера была принята в результате обращения европейского Комитета по защите Объединения производителей сварных стальных труб, поданного в ЕК в конце сентября нынешнего года. Согласно нормам европейского законодательства, расследование должно быть завершено в течение 15 месяцев. Антидемпинговые пошлины, которые могут быть приняты по результатам расследования, поставят под угрозу полноценный сбыт продукции двух украинских трубных заводов – Днепропетровскоого метзавода им. Коминтерна и Луганского трубного завода, которые на сегодня являются чуть ли не единственными предприятиями отечественного горно-металлургического комплекса, объемы производства которых продолжают расти.
В целом же, как констатируют эксперты, если Еврокомиссия примет решение о возбуждении антидемпингового расследования в отношении импорта определенных видом металлопродукции из Китая, России, Украины, Турции и других стран, обвиняемых в протекционизме, по факту жалобы со стороны организации европейских металлургов «Еврофер», то произойдет это примерно в конце нынешнего/начале следующего года. И это означает, что, начиная со второго полугодия будущего года, украинские метпроизводители могут быть постепенно вытеснены со всех наиболее привлекательных рынков ЕС.
Улучшение мировой конъюнктуры
Весьма примечательно, что обращение в Еврокомиссию руководства организации «Еврофер» совпало по времени с моментом перелома в негативной динамике конъюнктуры внешних рынков металлопродукции. Так, согласно оценкам экспертов Украинского государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков «Держзовнишинформ», в середине ноября падение мировых цен на металлопродукцию достигло минимальной отметки и, как считает глава департамента по вопросам металлургического комплекса «Держзовнишинформа» Владимир Пиковский, их дальнейшее снижение из-за уровня цен на сырье «просто невозможно». Наряду с этим, отмечает эксперт, «сегодня на международном рынке металла уже ощущается результат финансовых вливаний в основные металлопотребляющие отрасли мира — строительство и машиностроение», что начинает работать, в свою очередь, на рост цен.
Действительно, согласно данным «Держзовнишинформа», уже во второй половине ноября цены на холоднокатаный рулонный прокат повысились на 30-40 долларов или – до 500 долларов за 1 тонну. Если же учесть, поясняет г-н Пиковский, что до начала кризиса себестоимость 1 тонны жидкой стали составляла около 500 долларов, то, с учетом снижения цен на основные виды металлургического сырья, сейчас ее себестоимость приблизилась к 450 долларам, что позволяет получить минимальную рентабельность при производстве холоднокатаного проката. Впрочем, по оценкам эксперта, для достижения уровня приемлемой рентабельности, цена на этот вид металлопродукции должна вырасти до 550-600 долларов. Не говоря уже о других ее видах, цены на которые пока остаются ниже себестоимости украинского металлопроизводства.
Тем не менее, как убежден г-н Пиковский, вне зависимости от того, насколько это выгодно или не выгодно, всю ту продукцию, которая за последние два месяца накопилась на складах украинских метпредприятий, необходимо продавать. При этом следует подчеркнуть, что, поскольку холоднокатаный прокат относится к числу продуктов высоких переделов, его, наряду с аналогичными видами металлопродукции, следует сбывать как можно активнее, учитывая перспективу тех заградительных барьеров, которые ЕС в недалеком будущем намерен установить. Если же учесть, что минимальный прогнозируемый период рецессии мировой экономики составляет примерно два года, то некоторое оживление на внешних рынках, отмечаемое большинством экспертов уже сейчас, в ближайшие полгода-год может быть использовано отечественными металлургами с максимальным эффектом.
Действительно, появление с ноября тенденции к росту спроса на металл на внешних рынках отмечает и эксперт по мировым рынкам стали аналитической группы «Металл Эксперт» Антон Бобанев. В частности, по данным эксперта, наиболее отчетливо она проявилась на Ближнем Востоке. А это, согласно выводам г-на Бобанева, дает дополнительные возможности украинским метпроизводителям для сбыта полуфабрикатов. Так, по его словам, например, Турция является не только конкурентом отечественных металлургов на рынках продукции высоких переделов, но и одним из крупных потребителей украинских полуфабрикатов, и «увеличение спроса на готовый прокат турецкого производства неизбежно влечет за собой рост их потребления».
В отношении благоприятных сдвигов в мировой конъюнктуре оценки экспертов совпадают и с выводами самих украинских метпроизводителей. Так, по словам исполнительного директора Федерации металлургов Украины Сергея Притоманова, «спрос на украинскую метпродукцию в ноябре оказался несколько выше пессимистических ожиданий октября». Однако, в отличие от г-на Бобанева, г-н Притоманов считает, что декабрь и январь для отечественных метпроизводителей все еще «будут очень сложными», а необходимое «выравнивание ситуации» начнется не раньше февраля-марта 2009 года.
Как бы то ни было, но снижения загрузки производственных мощностей украинских метпредприятий до аварийного уровня, то есть до 10%, все-таки удалось избежать и в течение нынешнего месяца отечественные метзаводы были загружены «на 20%, а может быть и несколько выше».
Рост ноябрьского показателя объемов производства по сравнению с октябрьским произойдет, по оценкам експертов, в результате активизации работы подавляющего большинства меткомбинатов. В частности, компания «ArcelorMittal-Кривой Рог» в нынешнем месяце намерена увеличить объемы выплавки стали на 43,06% по сравнению с предыдущим периодом — до 402 тыс. тонн. При этом, следуя общей тенденции, в декабре меткомбинат, наоборот, сократит производство на 50% по сравнению с ноябрем – до 200 тыс. тонн. Наряду с этим, два крупнейших метпредприятия Украины – Мариупольский меткомбинат им.Ильича и «Запорожсталь», входящие в число так называемых «независимых», а также Днепровский меткомбинат им.Дзержинского, не имея возможности существенно сэкономить на сырье, рост объемов производства в ноябре себе позволить не смогут.
Власти рекомендуют самоограничение
Несмотря на всевозможные протекционистские меры, предпринимаемые властями стран, относящихся к числу наиболее привлекательных внешних рынков, а также – на шаткость мировой конъюнктуры, некоторые эксперты считают, что на сегодня наиболее быстродействующим лекарством от кризиса для украинской металлургии все-таки является возврат на традиционные территории сбыта. Так, по словам народного депутата Украины Натальи Королевской, возможности власти, которая в состоянии снизить налоги для метпроизводителей, а также – стимулировать внутриукраинский спрос со стороны строителей, железнодорожников и машиностроителей, ограничены емкостью самого внутреннего рынка. Ведь, как подчеркивает г-жа Королевская, если до недавнего времени из ежегодно производимых 38 млн тонн металла 30 млн. тонн шло на экспорт, вполне очевидно, что за короткий срок внутреннее металлопотребление не сможет вырасти настолько, чтобы освоить дополнительные 30 млн тонн и компенсировать потери внешних рынков.
Наиболее очевидным способом решения проблем с сохранением возможностей присутствия украинских метпроизводителей на традиционных рынках сбыта, по мнению специалистов Министерства промышленной политики Украины, могут стать международные договоренности стран-сталеваров. Так, еще с начала октября руководство Минпромполитики рекомендовало крупнейшим отечественным металлургическим компаниям инициировать проведение переговоров о введении механизмов добровольного самоограничения экспорта металлопродукции. Попросту говоря, речь шла о том, чтобы крупнейшие мировые производители металла просто поделили рынки сбыта между собой пропорциональным образом, предоставив возможности сохранения необходимых объемов производства каждой из стран.
Так, как отмечал заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко, представители Минпромполитики совместно с украинскими метпроизводителями вполне могут «использовать имеющийся опыт многолетнего сотрудничества с комитетом по стали Организации экономического сотрудничества и развития в Париже, возможности как члена контактной группы по стали в Европейском Союзе и так далее». Как напомнил г-н Грищенко, прецедент подобного регулирования кризисных явлений на внешних рынках был создан в 1993 и повторен в 2001 году, а потому – «аналогичные переговоры необходимо провести и сейчас».
Наиболее важную роль в ходе данных переговоров, как подчеркнул г-н Грищенко, должно сыграть достижение договоренности с крупнейшим поставщиком металлопродукции на вешние рынки – Китаем. Ведь именно троекратный рост объемов экспорта металла из этой страны, напоминает эксперт, чрезвычайно «усилил напряжение на мировом рынке», а это произошло, в свою очередь, потому, что правительство Китая своевременно не ввело пошлины на вывоз продукции местного производства. Как бы то ни было, но уже в ноябре Минпромполитики удалось договориться с правительством КНР о сокращении производства ведущими китайскими металлургическими компаниями на 10% в декабре и январе. Наряду с этим, по данным министра промышленной политики Владимира Новицкого, данную инициативу поддержали также ЕС и Россия.
Однако, совершенно очевидно, что наряду с достигнутыми договоренностями, крупнейшие страны-метпроизводители будут вести политику в направлении защиты, в первую очередь, собственных метпроизводителей. Так, например, вскоре после международных переговоров о самоограничении объемов производства и экспорта, Государственный совет КНР принял постановление об отмене пошлин на экспорт стального проката, химической продукции и зерновых, которое вступит в силу уже 1 декабря нынешнего года. В соответствии с этим документом, китайские метпроизводители смогут беспрепятственно поставлять некотрые виды на внешний рынок. При этом экспортные пошлины на полуфабрикаты, что так возмущает представителей Евросоюза, и ряд другой металлопродукции останутся в силе.
Если же протекционистские меры Китая как главного экспортера металлопродукции помножить на аналогичные шаги Евросоюза, как одного из наиболее привлекательных ее потребителей, единственным реальным выходом для украинских металлургов в борьбе за внешние рынки останется только повышение конкурентоспособности собственной продукции. Что же касается экономики Украины в целом, учитывая ту роль, которую на сегодня в ней играет отечественный горно-металлургического комплекса, то ей придется искать резервы все-таки в развитии и защите внутреннего рынка.