Как сообщил министр образования и науки Сергей Квит, со следующего учебного года Украина перейдет на 12-летнее среднее образование. "Мы планируем так: дети, которые пойдут в первый класс в следующем году, закончат 12-летнюю школу", — отметил С. Квит. Он подчеркнул, что во всем мире срок обучения составляет 12 лет. "Только 12, здесь не может быть никаких дискуссий", — добавил он. Парламент должен принять закон об образовании в сентябре текущего года.
Ввести двенадцатилетнее школьное обучение в Украине уже пытались, но безуспешно. По словам главы президента Национальной академии педнаук Василия Кремня, в 2011 Министерство образования ввиду негативного общественного резонанса и нехватки бюджетных средств решило не рисковать и не вводить двенадцатилетку. В результате, разработанные для старшей школы программы и даже напечатанные учебники попали «на полку», то есть — были отложены до лучших времен.
И вот этот час настал: новое руководство Минобразования в «евроинтеграционном мейнстриме» решило продлить срок пребывания учащихся в школе. Схематически новации будут выглядеть так: пять лет дети учатся в начальной школе, четыре – в базовой, три – в старшей. Последние три года они проведут в профессиональных и академических лицеях, а также в колледжах. При этом в Минобразования рассчитывают, что высшее образование потребуется далеко не всем. Главным мотивом внедрения введения двенадцатилетнего обучения в школе реформаторы от образования называют стремление открыть доступ украинским выпускникам в иностранные вузы. Сейчас, по словам чиновников, украинцев там не ждут: во многих странах дипломы об окончании нашей средней школы не котируются.
Казалось бы, доводы вполне здравые. Какому украинскому родителю не захочется пристроить подросшего «дитятю» в европейский институт или университет? Однако такое обучение, пусть даже бесплатное, в реальности очень и очень дорого обходится родителям. Знаю об этом не понаслышке: единственная дочь моей коллеги получает квалификацию магистра словесности в Чехии. Так вот, мать вынуждена «биться, как рыба об лед», добывая средства на содержание там своего ребенка. И это при том, что девушка за саму учебу не платит ни копейки. Учитывая кризис в экономике, рост безработицы и низкий уровень зарплат, можно смело утверждать: обучение детей за рубежом «потянут» немногие.
К тому же, введение школьной двенадцатилетки потребует выделения немалых бюджетных средств, а в стране — война и экономический кризис. Деньги необходимы на переподготовку учителей и создание новых учебников (часть из которых, возможно, будут электронными). Впрочем, детального плана, как это будет делаться, у Минобразования пока нет.
Не поддерживают двенадцатилетку в школе и медики. Так, известный украинский педиатр Е. Комаровский написал в своем Facebook: “Современная украинская школа лишает детей здоровья. Около 90% выпускников больны. Если за 10 лет обучения удается лишить здоровья 90% детей, задача 12-ти лет обучения — достичь показателя в 100%. Сначала создают нормальную школу — с неголодным учителем, школьным спортом, минимумом внешкольной нагрузки, с педагогическим процессом, который заставить детей с удовольствием оторваться от гаджетов, и только потом увеличивают время обучения! Иначе — это не реформа, а очередной бандитский дележ очередного “горького пирога”, и никакими уроками патриотического воспитания подсластить этот пирог не получится. Понимаю, что категория «детское здоровье» вне риторики государственных мужей, ну так хоть бы не орали про свои выдающиеся реформы…”, — возмутился Е. Комаровский.
Пострадают при реформировании средней школы и учителя. Как уже заявила замминистра образования Инна Совсун, в Украине сейчас в разы меньше детей в школах, чем было в начале 90-х годов. «В сельской местности тысячи школ, где учеников меньше, чем учителей. Ни один госбюджет не сможет «потянуть» такое количество преподавателей. Школы по 10-15 учеников в сельской местности очень дорого обходятся госбюджету», – отметила чиновник.
Поэтому, считают эксперты, в Минобразования обязаны «семь раз отмерить» перед тем, как решиться на реформы. В частности, академик Василий Кремень признал, что «резкие движения» в этом вопросе попросту опасны. «В свое время, передумали вводить двенадцатилетку, в учебники 11 класса нужно было свести материал за 11 и 12 класс. И до сих пор дети учатся по этим учебникам, что уничтожает логику учебного процесса в средней школе», — подчеркнул он.
А вот директор Центра образовательных реформ Людмила Ващенко убеждена, что поспешное реформирование школьного образования может непредсказуемо повлиять на все украинское общество. «Политизация образовательных реформ и отход от научной аргументации приведет к разочарованию общественности и социальному коллапсу. Поэтому нужно вернуться к научным подходам. Нужно ориентироваться на подготовку общественности к грамотной и разумной жизни, а не следовать чьим-то политическим и меркантильным интересам», — подчеркнула Л. Ващенко.